Почитание великой матери на территориях современной индии. Кто такая Богиня Мать Всего Сущего? Богиня мать в египетской мифологии
Глава первая
НАЧАЛО РЕЛИГИИ. БОГИНЯ-МАТЬ
Земля-Владычица! К тебе чело склонил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.
Вл. Соловьев
Кто не замечал той удивительной перемены, которая происходит в природе при наступлении ночи?
Эта перемена особенно чувствуется в летнем лесу. Днем его оглушает многоголосое щебетанье птиц; легкий ветер, раздвигая ветви берез, открывает безоблачную синеву; солнечные блики проскальзывают сквозь зеленый сумрак листьев, играют среди мха. Поляны напоминают уголки тихого и величественного храма. Яркие пятна бабочек и цветов, стрекотание кузнечиков, аромат медуницы - все это сливается в радостную симфонию жизни, которая захватывает каждого и невольно заставляет дышать полной грудью…
Совсем иначе выглядит тот же лес ночью. Деревья приобретают зловещие и фантастические очертания, голоса ночных птиц похожи на жалобные стоны, каждый шорох пугает и заставляет настораживаться, все проникнуто тайной угрозой и враждебностью, а мертвенный свет луны придает порой этой картине оттенок, близкий к видению бреда или кошмара. Природа, такая гармоничная и дружелюбная при свете солнца, внезапно как бы поднимается против человека, готовая мстить, уподобляясь древнему чудовищу, с которого сняты чары заклятия.
Этот контраст мог бы стать символом той перемены, которая произошла в мироощущении наших далеких предков на заре человечества. Врата мировой тайны закрылись перед ними, их стало покидать ясновидение и духовная власть над царством природы. Они очутились одни в огромном враждебном мировом лесу, обреченные на тяжелую борьбу и испытания.
Не только свой хлеб человек стал добывать «в поте лица», но и духовные богатства ему пришлось завоевывать напряженным усилиями многих поколений. Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития, на которой ему предстояло падать вставать, ошибаться и приближаться к истине, искать и преодолевать преграды.
Величие и красота истории человеческих поисков утраченного Бога заключается в том, что человек всегда испытывать неудовлетворенность, никогда (пусть и бессознательно) не забывал той «райской страны», которую покинул. Тогда, когда он впервые осознал себя в мире, он «говорил с Богом лицом к лицу». Теперь эта непосредственность общения нарушилась. Духовная катастрофа воздвигла стену между людьми и Небом. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности хотя бы в слабой степени познавать Бога. На ранних этапах в первобытном богопознании еще ясно жило ощущение Божественного Единства. Мы уже видели, что у многих примитивных племен, сохранивших быт своих далеких предков, сохранились и след первоначального единобожия . Даже у народов, вступивших и путь развития цивилизации, мы сможем обнаружить следы это древнейшей веры.
Но каков бы ни был культ, каковы бы ни были формы богопочитания - это не было уже первоначальное лицезрение Единого. Религия - т. е. восстановление связи между человеком и Богом - начинается в истории человечества после Грехопадения. «Пафос религии, - говорит С. Булгаков, - есть пафос расстояния, и вопль ее - вопль богооставленности» . То, что не дано, нет нужды связывать, связь возникает как результат стремления преодолеть разрыв. Человек каменного века, как и человек наших дней, остро чувствует тяжесть Великого Разрыва. А на протяжении веков он порой увеличивался, и пропасть углубилась . Происходило это не потому, что Бог покидал человека, а потому, что человек удалялся от Бога. Правда, уже с самых первых шагов мы находим выражение чувства вины перед Богом, желание ее искупить. Библия не случайно в начале всякого проявления религиозного чувства, т. е. культа, ставит жертвоприношение . В нем отразилось пусть смутное, но сильное стремление человека загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди как бы заявляли о своей готовности следовать велениям Высшей Воли.
Но обрести прежнюю гармонию было труднее, чем потерять ее. Поэтому мы видим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяют внимания природному миру. Духовные силы, которые связаны со стихиями, начинают казаться им более близкими, более нужными помощниками в жизни. Ведь от них зависит успех охоты, они властители очага и рода.
Постепенно Бог в сознании первобытного человека начинает отступать на задний план, становится далеким и безличным. Характерно, что у большинства племен, даже сохранивших следы древнего единобожия, мы почти не видим культа Высшего Божества. О Нем знают, что Оно существует, но Оно бесконечно удалено от мира, от жизни людей и кажется безразличным к их судьбам .
У некоторых народов образ Бога еще больше расплывается и сохраняется лишь в виде смутного представления о некой мировой духовной силе. Она безлична, ибо человек уже утратил личный контакт с ней. К этой силе, в сущности, невозможно обращаться с молитвой, хотя в какой-то степени она все же влияет на жизнь.
Так, индейцы-алгонкины под именем Маниту почитают не столько личного Бога, сколько надмирную Силу . Представления о ней мы встречаем и у жителей Малайи. Эта Сила носит определенно сверхъестественный характер. Ее называют Мана . У папуасов, по свидетельству Миклухо-Маклая, эта таинственная стихия именуется Оним.
По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая «Вангарр - вечная, неопределенная, безликая сила, которая проявила себя во дни создания и продолжает оказывать благотворное влияние на жизнь по сей день» . Эскимосы так называют эту сверхъестественную энергию - Хила . У африканских народов мы также находим понятие о Мана. У обитателей Западного Судана ее имя - Ньяма, у пигмеев - Мегбе, у зулусов - Умойя, у угандийцев - Жок, у северных конголезцев - Элима. Некоторые ученые даже считали, что этот культ - характерная особенность всех африканских религий . Весьма интересно и глубоко по смыслу представление о Высшем начале у североамериканских индейцев. «Религиозная вера дакотов, - пишет один исследователь, - не в божествах как таковых, она - в таинственном непознаваемом Нечто, которого они суть воплощения… Каждый будет поклоняться некоторым из этих божеств и пренебрегать Другими, но величайшим объектом поклонения, каков бы ни был его проводник, является Таку Вакан, который сверхъестественен и таинственен. Ни один термин не может выразить полного смысла дакотского слова «Вакан». Оно охватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность» . Эта сила, которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров - Вангарр, пронизывает собой всю природу . Она объединяет в духовном единстве людей, животных, растения, камни. Она тождественна с идеей Мана у полинезийцев.
Сила эта распределяется в мире неравномерно, люди могут обладать ею в большей или в меньшей степени. Тот человек, которого сопровождает удача, который отличается ловкостью и красотой, - тот имеет «много Маны». Она может передаваться от одного предмета к другому, человек может стать причастен к ней посредством прикосновения и посвящения .
Наряду с этим процессом обезличивания Высшего Единства, превращения его в неопределенную Силу все большую и большую роль в первобытном мировоззрении начинает играть Всеобщая стихия природы, или Душа мира.
Вл. Соловьев в своем исследовании о мифологии дал блестящий анализ этого выделения из Божественного Единства Богини-Матери . Она начинает рисоваться как общая Родительница всех живущих, как супруга Божественного Отца .
В противоположность далекому Богу, утратившему черты личного существа, это женское божество вполне конкретно и неустанно печется о нуждах людей. Она - владычица леса и моря, посылающая удачу в охоте и дающая изобилие. В этом веровании нашло свое воплощение острое чувство мистичности природы, одухотворенности всего мироздания.
Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют «венерами». Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как женщины некоторых современных примитивных племен, имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в «венерах» отразилось лишь стремление к реализму, то остается предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.
«Порою, - писал П. Флоренский о «венерах», - подчеркивание особенностей женского организма превосходит пределы даже шаржировки, и статуэтка изображает уже женский безголовый торс, в котором особенно выделены бедра и груди. Наконец, последний предел упрощения - статуэтка, представляющая одни только груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшего намека на мышление. Это - древнейшее воплощение идеи «вечной женственности» .
Разгадка необычайных черт в фигурках «венер» кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы или амулеты Богини-Матери.
Изображения «венер» обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза . Создается впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер.
Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, почти повсеместно находим культ всеобщей Матери.
У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного . У эвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам (ам - дословно «мать») функционально подобно эвенкийской Бугады Энинитын . Другое название эвенкийской богини - Бугады Мушун .
В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение .
В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. «Та, которая рождает плоды земли» - египетская Исида, малоазиатская Кибела, чья скорбь несет умирание растительности, ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней Матери мира. В языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина неба».
Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость - это радость всего живущего; ее глаза смотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра.
Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли она о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словах Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцев заклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание о том, что «обряды плодородия» были учреждены женщинами. По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить свое тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры . Там, где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду . А таинственные фрески с о. Крита свидетельствуют о том, что в особо священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм .
Да и кто, как не женщина - живое воплощение мировой Матери, должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своем теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами. А римские весталки в древности имели гораздо большее значение, чем впоследствии. Вспомним, что важнейший греческий оракул в Дельфах основывался на прорицаниях жрицы.
Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин.
Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они оказывались в роли вождей и руководителей племени. Как отзвук этих времен можно рассматривать власть Великой Жрицы на о. Крите. Хотя в настоящее время ученые не пришли к единому мнению относительно происхождения матриархата , тем не менее ясно, что он был свойствен большинству древних племен.
Матриархальные верования проливают свет на те изображения каменного века, где женщина ставится рядом с бизоном, оленем или другим промысловым зверем. Это магические символы, связанные с заклинаниями, которые произносили женщины перед охотой. Если судить по наскальным рельефам Лосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин .
Материалистические авторы пытаются дать свое объяснение матриархату. С одной стороны, они готовы выводить его из «производственных отношений», а с другой - ссылаются на групповой брак, известный у некоторых отсталых племен, при котором трудно установить, кто отец ребенка. При групповом браке линия родства велась по матери. Но так как групповой брак современных отсталых племен довольно сложное и, в сущности, позднее явление, то высказывалось предположение о первоначальном промискуитете, т. е. беспорядочных половых отношениях в первобытном обществе .
На это можно возразить, что, во-первых, от родства по материнской линии до главенства женщины в племени еще очень далеко, а во-вторых - гипотеза о первоначальном промискуитете, в сущности, ничем не доказана.
Если хотят видеть здесь «наследие животных предков», то не следует забывать, что у многих животных и, в частности, у антропоидов мы находим зачатки семьи (с главенством самца). Даже такие далекие от человека существа, как копытные, хищники или некоторые виды птиц, на периоды спаривания и воспитания детенышей образуют пары, которые часто приобретают постоянный характер.
Когда думают, что любовь двоих - это какое-то высшее достижение цивилизованного человека, то в этом глубоко ошибаются. Близкое знакомство с бытом отсталых народов заставило признать у них те же чувства, что и у нас. Для примера приведем одну австралийскую легенду. «Жили в далекие времена юноша и девушка. Они очень любили друг друга. Когда юноша достиг совершеннолетия, его внезапно оторвали от дома и от девушки: он должен был пройти обряды посвящения, продолжающиеся год или больше. Разлука сильно подействовала на девушку. Она смутно представляла себе те болезненные испытания, которые ждали ее возлюбленного, и боялась за него. Когда началось посвящение и всем женщинам приказали удалиться, девушка, нарушив самый суровый закон аборигенов, под покровом темноты пробралась к священному месту. Поздно вечером один из стариков увел юношу в сторону от стоянки. Там они устроились на ночь. Но парень не мог спать - очень болели свежие раны. При виде страданий своего возлюбленного девушке захотелось увести его от стариков и уйти с ним куда-нибудь далеко-далеко, где бы они могли жить спокойно и счастливо. Подобравшись поближе к костру, она, чтобы привлечь внимание юноши, стала подражать крикам зверей. Когда юноша заметил ее, девушка велела ему следовать за собой. Но не успели они очутиться вместе, как проснулся страж и начал разжигать костер. Зная, что их обоих ожидает смерть, если их поймают, девушка обвила руками юношу и полетела с ним на небо» . Эти австралийские Ромео и Джульетта достаточно ярко показывают, что человеческое сердце всегда и всюду живет по своим законам. Путешественники очень часто с удивлением отмечали, что отношения мужчин и женщин у самых диких племен удивительно похожи на те, которые имеют место у нас. Об этом свидетельствует, например, английский исследователь Адриен Коуэлл, побывавший среди туземцев непроходимых лесов Южной Америки . Эти наблюдения не дают нам права считать, что первобытный мужчина обращался со своей женой хуже, чем его потомки. Скорее наоборот - подчиненное положение женщины есть результат более позднего этапа, периода патриархата.
Моногамный брак был обнаружен у пигмеев Конго и у диких туземцев Малакки, у одного из наиболее примитивных племен Колумбии и у народа ведда - обитателей Цейлона, у папуасов Доре, у туземцев Канарских островов и многих австралийских племен .
Разумеется, при этом достаточно развито и чувство верности, и чувство ревности. А. Коуэлл в беседах с туземцами убедился, что и у них есть измены и свои Отелло. «Ведь муж убьет, если узнает», - говорил один из туземцев, рассказывая о своих похождениях .
Исследования этнографов показали, что полигамия и полиандрия в целом были вторичными явлениями, которые обязаны своим возникновением особым, специфическим условиям жизни того или иного народа, того или иного племени. И даже в случаях узаконенной полигамии всегда выделяется «главная» или «старшая» жена, в чем легко усмотреть отзвук изначальной моногамии.
«Оказались слабыми все аргументы, - говорит В. Вундт , - при помощи которых старались из существующего положения первобытных народов вывести первоначальное состояние человечества в виде орды, обходившейся без брака и семьи. Скорее и при групповом браке, который ценится как важнейшая часть этого доказательства, и при более простых формах полигамии факты везде указывают на моногамию как на основу развития этих образований» .
Пусть естественная моногамия сохранилась не везде и не всегда, пусть история человеческой семьи сложна и запутанна, ясно одно: поскольку групповой брак не был изначальным и всеобщим, он и не мог послужить основой для возникновения матриархальных представлений.
Не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностях первобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание роли женщины в доисторическом обществе было, несомненно, связано с расцветом культа Богини-Матери и ведущей ролью шаманок и жриц.
Эту связь на примере доисторической Греции с удивительным проникновением в дух верований проследил Вяч. Иванов. «Чем в отдаленнейшую восходим мы древность, - писал он, - тем величавее рисуется нам образ вещуньи коренных изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из их темного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы, восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительницы умершего.
… Эпоха наибольшей чуткости к подсознательному и верности мной отрицающей индивидуализацию Земле была эпохой владычества матерей… Всякое исследование истории женских божеств, каким бы именем ни таилась Многоимянная, …наводит нас следы первоначального феми-монотеизма, женского единобожия. все женские божественные лики суть разновидность единой богини, а эта богиня - женское начало мира, один пол, возведенный в абсолют» .
И подобно тому, как родоначальница племени была его общей матерью, так и первобытный культ Богини-Матери породил все последующие формы язычества.
Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль5. Часть первая. М. Лайтман. Знакомство с Каббалой 5.1 Глава первая. История вопроса История возникновения каббалы, а также определение этого учения как науки, теософии или эзотерического знания – одна из наиболее сложных и полемичных тем в философии иудаизма. При этом
Из книги Исторический путь православия автора Шмеман Александр ДмитриевичГлава первая НАЧАЛО ЦЕРКВИ 1О первых годах, о начальных событиях в истории Церкви рассказано в книге Деяний Апостольских, написанной евангелистом Лукой, как продолжение его же Евангелия. В ней описана первая христианская община в Иерусалиме, преследование ее иудейскими
Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель ЭрихГлава первая. Кризис религии Религия может быть чем-то замечательным. Она может принадлежать к величайшим ценностям человеческого духа и внести богатое содержание в нашу жизнь. Но религия может принять самые примитивные недостойные человека формы и обратить жизнь в ад.
Из книги Сутра Золотистого Света автора Гаутама СиддхартхаГлава девятая. Великая богиня Шри Затем великая богиня Шри обратилась к Бхагавану с такими словами:– Досточтимый Бхагаван, а я, великая богиня Шри, буду радовать того монаха-проповедника Дхармы [дарами] одежды, пищи, постельных принадлежностей, лекарства, необходимой
Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон ЭдитГлава десятая. Богиня земли Дридха Поклоняюсь Бхагавану, Татхагате Ратнашикхину, Обладателю Драгоценной Ушнишы.Поклоняюсь Бхагавану, Татхагате Вималоджваларатнарашмипрабхасакету, Вершине Блистающего Чистотой, Драгоценного Золотистого Света.Поклоняюсь Татхагате
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард Из книги Світогляд українського народу. Ескіз української міфології автора Левицкий Иван Семенович Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий ВалерьевичБогиня Макошь – «Мать счастья» Древнейшая славянская богиня Макошь разными исследователями трактуется по-разному, несомненно одно: она была богиней хорошего урожая, так как всегда держала в руках рог изобилия. По верованиям древних славян, Макошь – единственное
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин АлександрЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о
Из книги Магия, оккультизм, христианство: из книг, лекции и бесед автора Мень Александр4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. (Мк. 7:10). Цитаты из Исх. 20:12; Втор. 5:16; Исх. 21:17; Лев. 20:9. По Иоанну Златоусту, Спаситель "не тотчас обращается к учиненному проступку и не говорит, что он ничего не значит, - иначе Он увеличил
Из книги Том 1. Истоки религии автора Мень Александр Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф АроновичБОГИНЯ–МАТЬ Из книги «Магизм и Единобожие»Земля–Владычица! К тебе чело склонил я,И сквозь покров благоуханный твойРодного сердца пламень ощутил я,Услышал трепет жизни мировой.Вл. СоловьевКто не замечал той удивительной перемены, которая происходит в природе при
Из книги Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом автора Лебедев Алексей ПетровичАлександр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Мифологический сюжет
Богиня-Мать не имеет равновеликого себе супруга, она может порождать его, брать в мужья и затем губить (древнегреческие Гея и Уран). Другой вариант - она проглатывает своё дитя и беременеет от этого (египетская Нут).
В более поздний период, когда в религии ведущее место заняли боги , а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.
Богиня-мать в различных мифологиях
Армянская мифология
- Анаит - богиня-мать, богиня плодородия и любви.
Африканская мифология
Галльская мифология
- Кори - богиня Луны.
Греческая мифология
Древнеарабская мифология
Египетская мифология
- Исида - богиня женственности и материнства.
- Хатор - богиня любви и неба.
Зороастрийская мифология
- Анахита - богиня чистоты и непорочности.
Индуистская мифология
- Адити - богиня ариев Индии.
- Матри - в индуистской мифологии богини-матери.
- Шакти - богиня женского начала, Вселенская Мать.
- Радха - изначальная шакти в некоторых направлениях вайшнавизма .
Кельтская мифология
- Ану (Ана), Дана - матерь ирландских богов
Малоазийская мифология
- Амма - фригийская богиня.
- Ма - каппадокийская богиня.
Мифология Кавказа
Мифология Центральной Америки
- Сейба - богиня-мать майя.
- Атлатонин (аст. Atlatonin ) - одно из имён ацтекской богини-матери.
Мифология Южной Америки
- Пачамама - Мать-Земля, богиня народов Анд .
Римская мифология
- (лат. Mater Matuta),
Славянская мифология
- Мать - Сыра Земля - прародительница человека и всего живого.
- Мокошь , Мока - богиня брака и родов, богиня судьбы, пряха, прядущая бесконечную пряжу.
- Лада - богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
- Рожаницы - женские божества плодородия, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.
Тюркская мифология
- Ыдук Йер-Суб
Шумеро-аккадская мифология
- Намму - богиня-мать, прародительница богов; участвовала в создании из глины первых людей.
- Инанна - шумерская богиня плодородия и любви.
- Иштар - аккадская богиня войны и любви, аналог Инанны.
- Нинхурсаг (также Ки) - богиня-мать, богиня земли.
- Тиамат - богиня солёных вод, прародительница богов.
Прочие
- Чаксиракси - богиня канарских гуанчей
Мифология модерна
См. также
Напишите отзыв о статье "Богиня-мать"
Примечания
Литература
на русском языке- Баркова А. Л. //Образ женщины в традиционной культуре. МГУ, 2002
- // Голан А. Миф и символ
- Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева , М.: Большая Российская энциклопедия , 1994, С. 178
- Мень А. В.
- Широкова Н. С. // Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. / Под ред. д-ра ист. наук А. Ю. Дворниченко . СПб., 2003. ISBN 5-288-03180-0
- Christopher L. C. E.
- del Giorgio J.F. The Oldest Europeans . A.J. Place. 2006. ISBN 980-6898-00-1
- Goldin P. R. "On the Meaning of the Name Xi wangmu, Spirit-Mother of the West." Paul R. Goldin. Journal of the American Oriental Society , Vol. 122, No. 1/January–March 2002, pp. 83–85.
- Gimbutas M. The Language of the Goddess . Harper Collins. 1989. ISBN 0-06-250356-1
- Gimbutas M. The Civilization of the Goddess . San Francisco: Harper. 1991. ISBN 0-06-250337-5 .
- Jain P. C. "."2004
- Neumann E. The Great Mother . Bollingen; Repr/7th edition. Princeton: Princeton University Press , 1991. ISBN 0-691-01780-8 .
- Knauer E. R. "The Queen Mother of the West: A Study of the Influence of Western Prototypes on the Iconography of the Taoist Deity." In: Contact and Exchange in the Ancient World . Ed. Victor H. Mair. University of Hawai"i Press. 2006 Pp. 62–115. ISBN ISBN 978-0-8248-2884-4 ; ISBN ISBN 0-8248-2884-4
- Mellaart J. The Neolithic of the Near East . Macmillan. 1976 ISBN 978-0-684-14484-9
- White G. The Queen of Heaven, A New Interpretation of the Goddess in Ancient Near Eastern Art . Solaria. 2013. ISBN 978-0955903717 .
Отрывок, характеризующий Богиня-мать
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..
Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Деви, Божественное Женское Начало, в Индии известна как Богиня-Мать. Она почитается всеми, как почитается любая мать.
Почтение к матери наследуется любым, кто рождается, животное это или человек, и является первым благочестивым импульсом ребенка. Кажется, что первый человек, раздумывая над идеей о невидимой Божественности, посмотрел в лицо женщины, которая вынашивала его, защищающей, заботящейся и любящей матери, и обнаружил в ней предельную "Божественность" и проявленную форму невидимой Божественности. Деви, Богиня, таким образом, трансформировалась как мать и в течение многих веков является Богиней-Матерью.
Мать-Богиня - высшее божество в Индии. Мариады - ее святыни, и нескончаемы ее блага. Вековые традиции Ее почитания сплели вокруг нее бесчисленные мифы, и преданный ум собрал в Ней океан милосердия. В ярости ли Она или сердится, Она всегда такая же защищающая, заботливая, любящая Мать с добросердечным выражением лица и благословляющей рукой.
Возможно, импульс сопоставить Божественность с матерью, был первым духовным опытом человека. В какой-то момент времени для более эффективного исполнения обрядов поклонения, в которых нуждался верующий или страшащийся, это восприятие ума было трансформировано в материальное средство. Индийцы затем усилили этот образ, когда для осознания своих идей о Высшем Божестве, они возвели Мать до Матери-Земли, которая благословляла их зерном, водой, воздухом, огнем и обеспечивала их жильем. Терракотовые фигурки Богини-Матери, найденные при раскопках в различных местах Индии и Пакистана, являются не только одними из ранних известных изображений Божественной Силы, но также говорят о хорошо развившемся культе поклонения Богине-Матери. Как оказалось из найденных фигурок Богини (относящихся к 3000 д.н.э. - 100 д.н.э.) это примитивное проявление Матери в терракотовых идолах продолжало преобладать почти что до самого начала христианской эпохи.
Эти фигурки, определяющие свое родство с землей тем, что они сделаны из глины, представляли Мать-Богиню как Мать-Землю. Такой же значительной является иконография с ее изображениями - большие груди, наполненные молоком, красиво уложенные волосы и большое количество браслетов на запястьях.
Это иконное восприятие Существа, которое вынашивает, кормит, берет все бедствия на себя и укрывает рожденного защищающим зонтом, и в то же время определяет своей формой абсолютную эстетическую красоту. Как предполагают ее браслеты, традиционная эмблема статуса замужней женщины - помимо матери быть и супругой. Итак, в своем материнском проявлении Она представляет, наравне с абсолютным материнством, также и абсолютную женственность. Она является причиной жизни и поддерживает ее, она - вдохновение и стремление в жизни, а также причина, чтобы жить.
Мать в Ведах и в других ранних текстах
В своих размышлениях Ригведа, который, как кажется, признал идею Божественного Женского Начала, ведет две различные линии, одну мистическую, а другую традиционную. Традиционная линия была такой же, как и та, которая преобладала среди членов примитивного индуистского сообщества, которое воспринимало Божественное Женское Начало как Богиню-мать. Ригведа называет Женскую силу Махимата (R.V.1.164.33) - термин, который буквально означает Мать-Земля. В некоторых местах Ведическая литература упоминает о Ней как о Вирадж - универсальная Мать, Адити - мать Богов, и Амбхрини - рожденная первобытным океаном.
Ригведа занимает мистическую точку зрения, когда он говорит о Божественном Женском Начале как о Вак или Вани, что проявляет Космос и все существующие вещи. В Ведическом мистицизме Космос и все вещи существуют изначально, но не проявлены. А Вак, или Вани, заставляет их проявиться.
Божественное Женское Начало было воспринято также как Ушас, светящийся свет раннего утра. То, что темнота ночи делает непроявленным, Ушас заставляет проявляться. В теории метафизики, которую излагает ведическая литература, "все вещи существуют, но становятся проявленными в Ней, что есть Божественное Женское Начало". Упанишады излагают это ведическое утверждение с особой ясностью. В своих размышлениях Упанишады определяют Божественное Женское Начало как Пракрити, проявленная природа, которая есть материнский аспект Создания. Упанишады говорят, что Она - всепроникающая космическая энергия, свойственная всем существующим вещам.
Веды и Упанишады сплетают вокруг Деви кокон мистицизма, но в популярной традиции, как преполагает Хариванша Пурана (религиозный трактат 4-5 вв.), когда в нем упомянуто о Ней как о Богине джунглей и племен холмов, Она все же была такой же простой Богиней-Матерью. Ее связь с примитивными людьми была эмоциональной и относительно сильной. Тем не менее, также появилась одновременно с этим культом преклонения, и явно вдохновленная мистицизмом Упанишад, часть метафизики, которая воспринимала Божественное Женское Начало как Шакти, космическую энергию и трансцендентный источник и поддержку всех существ и всех созданных вещей. Махабхарата, идя в ногу с ведическим мистицизмом, относится к Ней как к источнику всех вещей, духовных и материальных. В эпической поэме сказано, что все вещи, материальные и абстрактные, проявленные и непроявленные, есть лишь проявления Божественного Женского Начала. Согласно Махабхарате, это метафизическое Существо, Богиня-мать примитивного человека, есть основа, корень и причина всего. Она - вечный поддерживатель Дхармы, истины и счастья и даритель спасения и процветания, но также печалей, горя и боли. Она устраняет препятствия и волнения и освобождает путь Своего последователя от любого ущерба.
Деви в литературе Пуран
В течение периода после Махабхараты до возникновения Пуранической эры (около 4-5 вв н.э.) Деви - всего лишь небольшая цитируемая тема в литературе и искусстве элиты. Поклонение Деви в те дни было широко распространенным феноменом, хотя до момента ее возведения в статус Пуранического Божества, такое поклонение было ограничено только отдаленными уголками примитивного мира племени. В течение пяти тысяч лет существовал культ поклонения Шиве, как Махайогу, представляющему Божественное Мужское Начало, и Махимате, Матери-земле или же Богине-Матери, представляющей Божественное Женское Начало. Только после того, как Деви была размещена в Брахманическом пантеоне, Она также стала объектом поклонения в мире элиты. Тема Деви, как только она становится частью Брахманического пантеона около 5 века н.э., наполняет все тело Пуранической литературы, так как в каждом тексте Пуран появляется тот или иной Ее аспект. Здесь Она не только занимает думающий ум, но это также и алтарь. К Ней взывают не только как к Высшей Силе, управляющей Космосом и правящей над всеми Богами, но когда космическая энергия инкарнируется, к Ней взывают с большей силой:
"Йа, Деви Сарвабхутешу Шактирупен Самстхита, Намастасье Мамастасье Мамастасье намо намах",
что значит:
"О Богиня, которая во всем космосе является формой энергии, все наши приветствия Тебе, вновь и вновь мы приветствуем Тебя"
Маркандейя Пурана
Из всех текстов Маркандейя Пурана - наиболее сложный (разработанный) в своей концепции Деви и относящихся обрядах, и считается самым подлинным документом о культе Деви. Это целая книга, известная как "Деви Махатмья", о концепции Деви и поклонении Ей. В Маркандейя Пуране Она, в первую очередь, называется Дургой. На первый взгляд кажется, что Маркандейя Пурана отходит от прежнего проявления Деви как Матери-Богини или Матери-Земли, но на самом деле это только продолжение традиции индуистской долины. По большому счету, это переход от икононического проявления пассивной индуистской Богини-Матери к действующему олицетворенному образу Богини-Матери, который изобилует мифами о Своем происхождении и подвигах, но Она - все та же Божественная Мать или Богиня-Мать. В Маркандейи Пуране часть "Деви Махатмья" рассказывается мудрецом Маркандейей королю Сутархе и торговцу Самадхе (где первый потерял свое королевство, второй - дело), которые подходят к мудрецу, чтобы узнать от него, как вновь обрести свой прежний статус. После того, как мудрец рассказал о значении Божественной Матери и Ее уникальной Силе, он просит их приготовить земной образ Божественной Матери и поклоняться. Очевидно, даже в эту эпоху Пуран, Она лучше всего проявлена как земля и земными средствами.
Наш мир целостен и многогранен. Он наполнен плодотворящей энергией, которая сублимируется, трансформируется, преобразуется в зависимости от её назначения в различные типы энерго-материальных проявлений.
Эта энергия вселенской жизни с определенным механизмом функционирования обеспечивает созидательный процесс для получения результата («плода»), за счет чего происходит развитие мироздания на всех его уровнях во всевозможных формах, действиях, образах.
Плодотворящая вселенская энергия имеет два основных функциональных аспекта её состояния: внешнее (ЭКЗОтерическое, проявленное, активное, передающее, распространяющееся) и внутреннее (ЭЗОтерическое, скрытое, пассивное, хранящее, аккумулирующее). К ЭКЗО относятся понятия "он", "дух", "ян". К ЭЗО - "она", "душа", "инь".
Остановимся на проявлении функциональной дуальности ЭЗО-ЭКЗО, то есть на своеобразных "половых" признаках высшего плана, что вовсе не подразумевает обязательного наличия биологических репродуктивных органов.
Такая дуальность отражена в свойствах Творящего Начала - Души Мира, циклично созидающей Вселенную посредством мыслящего Сверхсознания.
В Душе Мира одновременно сосуществуют и активная, передающая, динамичная (экзо-мужская), и пассивная, принимающая, стационарная (эзо- женская) ипостаси (функции).
В божественной среде такое явление именуется андрогинией и в первую очередь распространяется на созидающее искра/импульс - слово/мысль, которое ложится в основу сотворенного в качестве души.
Лучезарная Душа Мира не только "рождает", но и передает всему созданному мыслью/словом цикличный принцип функционирования и структуру строения цикла, а потому и называется не просто Душой Мира, а MATRIX, МАТЬ, МАТРИЦА.
Все созданное ею носит название МАТЕРЬ И Я или МАТЕРИЯ.
В библейском сотворении Мира человеческая андрогиния представлена Адамом Кадмоном, то есть Словом, созидающем ЧЕЛОВЕКА ВООБЩЕ без выраженных половых признаков, но которое в состоянии активности представляет собой мужскую ипостась (сефиру-дух), названную Адамом, а в пассивном состоянии проявляет другую ипостась (сефиру-душу) – женскую, названную Евой.
Моисей не писал о человеческом ребре Адама
.
Он под ребром подразумевал грань, то есть одну из двух граней андрогинии Адама Кадмона (действующего Слова Творца), представленного, как говорилось, мужской и женской функциональными ипостасями.
Цикличность жизни идет по принципу, закону ПЛОДОТВОРЕНИЯ (РЕПРАКСу) и подразумевает смену циклов, в которых есть и начало, и расцвет с плодоношением, и увядание, и переход на новый цикл развития.
Весь мир зарождается в соответствии с матричным принципом и развивается в матричной структуре, представителями которой являются ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО МИРА, БОГИНЯ-МАТЬ, ЖЕНЩИНА-МАТЬ
.
Итак, Душа Мира через своё функциональное Женское Начало определяет и передает «по наследству» матричный принцип устройства и развития Вселенной, то есть и структуру, и механизм формирования, и информационную память (генетику) развития всего человечества.
Богиня-Мать уровня "майтрейи" – это Мать Мира.
Она оглашает человечеству вселенские знания, прежде всего Закон развития, а также бережет, охраняет и совершенствует жизнь и плодотворчество. Прочие Богини - это ипостаси Матерей Мира, проявленные в различных природнно-бытовых аспектах земного и вселенского бытия.
Земная женщина-мать – основа, лоно зарождения человеческой жизни на Земле…
Богини-Матери религий отражают в той или иной мере суть женского аспекта Души Мира. Совершенна та религия, основоположником которой является или МАТЬ, или ОТЕЦ Мира с их уникальными знаниями...
Как и всё во вселенной, МАТЕРИ и ОТЦЫ МИРА являются детьми, творениями ДУШИ МИРА и представляют человечеству её женскую и мужскую ипостаси...
На Землю они приходят просветленными Учителями с целью передачи Закона миропорядка.
Их божественный облик формируется на основе способов, методов, образов и символов, пригодных и используемых ими для изложения необходимых знаний.
ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА.
"Сотворение мира является последовательным творением бесчисленных зерен, цветов и плодов, заключенных один в другом такое количество раз, которое наш ум не в состоянии представить".
Это впервые было проявлено в знаниях и символике ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ (ДАННАЯ НЕБЕСАМИ-БОГИНЯ-МИРА).
Она жила в древнейшие времена, предшествовавшие появлению ольмеков и майи, на Европейском северо-западе (район современной Прибалтики).
Влияние ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ распространилось во всех направлениях Евразии, богатой лесами, реками и горами, приняв название "Гиперборея".
Но особенно Богиню почитали в землях современной Ирландии, Германии, Польши, Литвы, Украины, Венгрии, Румынии.
В Вагрии (между Балтийским морем и реками Травой и Свентиной) был Храм, посвященный ПОДАГЕ-БОЖУНЕ-ИРЕ.
Воплощением её божественных знаний высочайшего уровня о Законах Мироустройства, в том числе соответствия-подобия, стала цивилизация Атлантида, где был также воздвигнут Храм в её честь.
Одежда ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ многослойная ("цветок в цветке") из серии юбок или сарафанов подобно множащейся природе и роду человеческому.
Аналогичное по смыслу убранство и на её голове, символизирующее развитие и устремление сознания к Высшему Началу, к иным мирам...
Иногда вместо такого убранства был венок из цветов или коса, уложенная на голове спиралью...
На шее - или цветочное ожерелье, или бусы (праобраз четок), также символизирующие о цикличности и вечности развития жизни, бытия.
Её изображали с чашей/сосудом в руках - символом рождающего женского лона с предвечной водой, хранящей Знания, силу Возрождения и Совершенствования.
Во время сакральных, обрядовых праздников чаша наполнялась природными дарами: зерном, семенами, яйцами, цветами, плодами, медом, молоком...
ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА (Богиня-девственница), явила земному миру из одного Золотого Яйца суть вселенского бытия через: мужское и женское начала, мудрость и плодоносящее древо вечной жизни и развития.
"Она" и "Он", явленные из Золотого Яйца, со временем обрели божественные имена, первым из которых стало - ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА.
Много позднее у восточных славян её нарекли "Моко(у)шь", в западной Европе - "Матроне(а)".
Мудрость же (софия) - метафизическое, эфимерное понятие, характеризующее способность высшего духовного видения и созидания.
Первородное Золотое Яйцо принесла огненная птица (воплощение Святого Духа Души Мира) - "всем птицам мати", "Жар-Птица", "Феникс" ("Финикс","Финист"), "Птах" и положила его ПОДАГЕ-БОЖУНЕ-ИРЕ сначала в чашу верхнего "цветка" многоступенчатого головного убора Богини, а затем перенесла его в чашу с предвечными водами, оставив на головном уборе своё перо.
Сопоставляя с весом этого пера, ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА определяла вес душ умерших людей и распределяла их дальше по мирам.
ПОДАГЕ-БОЖУНЕ-ИРЕ поклонялись как Матери Мира.
В её честь устраивались праздники возрождения природы и урожая, подобно современным "спасам", и подносились к "алтарю" дары... .
Почитаемое Богиней насекомое - пчела, птица - феникс, животное - медведь.
Её космические знания передавались знаками, символами, поделками (рисованными, резными, плетеными, лепными...), а также в иносказательной форме в виде притч, сказок, загадок. Позднее они нашли своё отражение в ведических текстах.
Веды дают знание Закона Вселенной, а с ним и Природы.
ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА стала архетипом для богинь всей планеты.
Богини Северной и Восточной Европы: Дану, Бригитта (Brighde), Белисама, Серридвен (белая Богиня), Матрона (Тройственная Богиня Матрес/Маtres, по случаю "давшая" название многовложенной поделке "матрешке"), Фрейя, Морена, Мокошь, Лада, Диана и др. отразили в себе те или иные качества и атрибуты ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ.
Богиня Мокошь иногда изображается с коровьими рогами на голове, что символически напоминает цветочную чашу с Золотым Яйцом ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ, а также - "рога", "луну и солнце" других Богов Гипербореи, Индии и Древнего Египта...
Диана (охотница) или "Медведица", ассоциировалась с ПОДАГОЙ-БОЖУНЕЙ-ИРОЙ из-за одного и того же почитаемого животного, своеобразного "хозяина" лесных массивов, флора и фауна которых одинаково оберегались обеими Богинями.
Остара - скандинавская богиня весны.
Её праздник справлялся весной, и в честь возрождения природы люди обменивались крашеными яйцами, которые так и назывались "яйца Остары (Easter)".
Серридвен (Cerridwen), так же как и ПОДАГА-БОЖУНЯ-ИРА, имела сосуд, вместилище Знания, Милости и Возрождения.
Когда пришло христианство, этот сосуд стал источником мифа у кельтов о поиске чаши Грааля.
Кельтская богиня Дану и её сын Дагда, иногда называемый гальским именем Езус, сопоставляются с христианским Иисусом и Богородицей.
На территории Киевской Руси одна из богинь изображалась со священной спиралью (змеёй) и называлась Адити - это имя находят и в санскритской литературе Индии.
АДИТИ .
Так называется едва ли не самое загадочное божество индийского пантеона.
В переводе слово "Адити" означает "несвязанная", "не имеющая ограничений", "не нуждающаяся в средствах передвижения", "свободная", "безграничность".
Среди богов ведийской и брахманистской Индии Адити то андрогин - божественная корова-бык, мать и отец богов, то чистое олицетворение женского начала, разлитого во Вселенной, мать всех богов и всего сущего, наивысшее воплощение материнства ("матритама").
Здесь она ассоциируется с триипостасной Божественной Матерью в лице трех образов: Лакшми (здоровье и материальное благополучие), Парвати (любовь и духовное благополучие) и Сарасвати (обучение и культурное благополучие).
Она же - мать группы богов Индии, называемых "Адитьи".
Всё это свидетельствует о том, что по иерархическому уровню богов она на самом верху и отражает собой Душу Мира (Трипурасундари/Параматма).
Адити связывают с появлением на земле "РИТЫ" - Вселенского Закона.
Она упоминается в гимне Ригведы о происхождении богов:
Тому, кто увидит богов в грядущем веке, Мы с радостью повествуем теперь о происхождении богов.
Брахманаспати выковал их, подобно кузнецу,
В раннем веке богов
В первом веке богов из не-сущего возникло сущее
Затем возникло пространство мира, оно возникло
из прародительницы Земли; возникло пространство мира, Из Адити возник Лакша...
Адити ассоциируется и с петухом, и с коровой, и со змеей, обожествляя их...
АРТЕМИДА ЭФЕССКАЯ
.Один её вид, наряд говорит о знаниях, принесенных ею на Землю.
"Она причина всего творения.
Она контролирует все формы жизни и ведет к совершенству все созданное вновь"...
С продвижением Римской империи в Западную Европу, а славян к югу, сакрально-смысловой архетип ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ (под именем совсем другой гиперборейской богини - Дианы) слился с божественным архетипом АРТЕМИДЫ Эфесской, отразившись в облике, как греческих, так и европейских Богинь, в том числе и Реи/Кибелы.
Смешение архетипов Артемиды и ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ было предопределено, так как АРТЕМИДА являлась приемницей древнейшей Богини и в район современного Ближнего Востока пришла из европейских земель после гибели Атлантиды, сохранив в своем одеянии головной убор славянских женщин, а в знаниях - знания ПОДАГИ-БОЖУНИ-ИРЫ, соединив их со своими...
Артемиду иногда называют "многогрудой" из-за большого числа яйцеподобных форм на ней.
Это и груди, и яйца, и коконы, и бутоны, и семена, и семенные коробочки одновременно, то есть это матричные структуры окружающей человека природы.
Через них зарождается, рождается, питается и развивается жизнь.
МААТ - ИСИДА .
Маат - древнеегипетская богиня миропорядка, истины и справедливости.
На космическом уровне Маат символизирует собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-Творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный Богом на земле царь, поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение.
Маат, не только закон, но и олицетворение его проявления в различных вселенских образах. Она есть Нут (Nut), она - Око и вечная небесная Корова, которая питает и ведет человека по Млечному Пути к Вечности.
Маат служит архетипом для других богинь Египта, воплотивших в себе её различные божественные грани.
К примеру, Богиня Хатхор - тоже небесная корова, а Богиня Земля-Нут принимает образ коровы, чтобы ежедневно рождать Солнце. Поэтому в изображениях Маат присутствовали образы, присущие другим богиням, отразившим в себе её отдельные вселенские ипостаси. Подобно Хатхор, на голове Маат можно увидеть рога с солнечным диском между ними.
Символ Маат и ее иероглиф - страусиное перо. Священное насекомое Маат – пчела.
Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой или изображалась посредством лишь своего атрибута – пера, а также плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседала.
Кроме того, Маат была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что у человека, произносящего этот священный текст, на языке должна отобразиться фигура богини истины Маат.
Есть глубокий философский смысл в том, что существует единство порядка во вселенной, в мире людей и в душе человеческой. Только в этом случае общество обладает стабильностью, а культура находится в расцвете.
Маат играла заметную роль в загробном суде Осириса. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую - перо или статуэтку Маат.
Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации.
Со временем Маат из-за общности трансцендентных знаний смешивается с Египетской Царицей Исидой, принявшей большинство образов и характеристик Маат.
Как и Маат, ей приписывают присутствие в начале рождения мира и сопоставляют с Софией из Ветхого Завета, которая является эфирно-аурическим "троном", славой и мудростью Бога.
Исида происходит из Египта, но по многочисленным атрибутам религиозный синкретизм средиземноморского бассейна сделал ее универсальной Богиней. Она приобрела свойства Кибелы, Деметры и Афины, и ее культ был очищен от нечистых элементов, связанных с магическими практиками Исиды, нарушающими этику миропорядка.
Однако до сих пор её образ используется в качестве олицетворения магии, оккультизма, чародейства и волшебства.
В период Нового царства Исида тесно связывалась с образом Хатхор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она переняла.
Она награждалась многочисленными эпитетами, и о ней говорили, что она - Богиня с тысячью имен, подобно Маат и Великой Богине индийского субконтинента Адити.
Исида была Богиней змей и первозданных Вод, Корова с питательным молоком, Богиня Древа Жизни, та, которая приносит удовлетворение, существование и Воду бессмертия.
Она была Богоматерью Радости и Процветания, Королева Земли и Небес, Богоматерь жизни и любви. Ее сын Гор сидит у нее на коленях в царственной позе - той, которая была заимствована спустя века для изображения Марии и Иисуса.
JEHOVA-IRE(A).
JEHOVA-IRE(A) - МАТЬ, а точнее МАТРИКС (MATRIX) МИРА (MIRA). Она раскрывает человечеству в очередной раз Закон Вселенной - РЕПРАКС (REPRAX), которым владели, приходящие на Землю, выше перечисленные Богини-Майтрейи.
Остальные богини, не считая Богородиц, как правило, лишь отражают отдельные природно-бытовые аспекты человеческого обитания или ипостаси Богинь-Матерей Мира в виде невоплощенных на Земле эгрегорных образов.
Вот что писал об этом в своей книге “Магизм и единобожие” известный современный христианский мыслитель отец Александр (Мень): “Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „венерами". Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо -- едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных примитивных племён, имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в „венерах" отразилось лишь стремление к реализму, то остаётся предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.
„Порою, - писал П. Флоренский (русский учёный и богослов.) о „венерах", -- подчёркивание особенностей женского организма превосходит пределы даже шаржировки, и статуэтка изображает уже женский безголовый торс, в котором особенно выделены груди и бёдра. Наконец, последний предел упрощения -- статуэтка, представляющая одни только груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшего намёка на мышления. Это древнейшее воплощение идеи «вечной женственности». Разгадка необычайных черт в фигурках «венер» кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери.
Изображения «венер» обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнограф. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери.
У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно - матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам" дословно „мать") подобно эвенкийской Бугады Энинитын.
В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.
В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. «Та, которая рождает плоды земли», - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой е несёт умирание растительности, её двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова „Мать-земля" имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу „Хозяина неба".
Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погружённое в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По её мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Её радость - это радость всего живущего; её глаза смотрят на нас с небесной лазури, её рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра. искусство палеолит кроманьонец пещерный
Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словах Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцев заклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание о том, что „обряды плодородия" были учреждены женщинами. По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и других северных народов шаман мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм.
Да и кто как не женщина живое воплощение мировой Матери должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своём теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами...
Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времён, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Эту связь, на примере доисторической Греции, с удивительным проникновением в дух верований проследил Вяч. Иванов (русский поэт-символист, философ.). «Чем в отдалённейшую восходим мы древность, - писал он, - тем величавее рисуется нам образ вещуньи коренных изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из их тёмного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы, восприемницы, кормилицы младенца и плакальщицы и умастительницы умершего... Все женские божественные лики - разновидность единой богини, и эта богиня - женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют».
Богиня-Мать - всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры - это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.