Встречный бой в world of tanks. Режимы игры (WoT)
Одним из важнейших параметров, влияющих на играбельность Онлайн игр, является FPS.
FPS расшифровывается как Frame per Second (количество отображаемых кадров в секунду).
Зачем это нужно? Правильная настройка графики в World of Tanks, как и в любой другой Онлайн игре значительно повышает шансы на победу. Просадки FPS мешают при движении, трудно прицелится, и обычно заканчиваются "выстрелами в никуда", длительной перезарядкой и победой противника.
FPS зависит от конфигурации Вашего компьютера. Хороший FPS начинается от 35 кадров в секунду и выше. Оптимальный результат - 50 кадров в секунду и выше.
Чтобы добиться хорошего FPS, необходимо либо иметь высокопроизводительный игровой компьютер с топовой видеокартой, большим количеством ОЗУ и мощным процессором, либо попытаться максимально настроить игру под свою конфигурацию. Слабые места в системе можно компенсировать грамотными настройками графики в World of Tanks, о которых мы сейчас и поговорим.
Для удобства мы разделили настройки по степени влияния на графику и FPS, используя цветовую схему
Данные настройки можно выкручивать "как душа пожелает". Не влияют на FPS.
Рекомендуем корректировать в первую очередь. Справедливо для систем среднего уровня, когда хочется увидеть и красивую графику и стабильный FPS, но выставить "все по максимуму" не позволяют ресурсы. Данные настройки не сильно отражаются на игровом процессе.
Настройки графики не влияющие на FPS
Вы можете настраивать эти параметры по своему усмотрению, не беспокоясь о потере производительности
Настройки графики, влияющие на FPS
Разрешение 3D рендера . Изменяет разрешение трехмерных объектов на сцене. Влияет на глубину 3D-сцены. Уменьшение параметра повышает производительность слабых компьютеров.
Вы можете подстраивать 3D-рендер прямо во время игры. Если во время боя у Вас "просел" FPS, используйте "правый Shift -" для уменьшения глубины прорисовки сцены и "правый Shift +" для её увеличения. Уменьшение глубины повысит FPS "на лету".
Разрешение экрана . Чем выше разрешение - тем выше нагрузка на видеокарту. Рекомендуется выбирать значение соответствующее монитору, в противном случае происходит "замыливание изображения". На очень старых видеокартах приходится понижать разрешение для получения "играбельного" fps. Рекомендуем понижать разрешение ниже разрешения экрана в крайнем случае, если другие способы уже не помогают.
Вертикальная синхронизация и тройная буферизация . Вертикальная синхронизация - это синхронизация кадровой частоты в игре с частотой вертикальной развёртки монитора. Тройная буферизация позволяет избежать появления артефактов на картинке. Если Ваша система выдает менее 60 FPS, разработчики рекомендуют оба параметра отключить (примечание: на современных мониторах особо не влияет на картинку).
Сглаживание Убирает зазубренные края 3d-объектов (эффект лесенки), делая картинку естественнее. Не рекомендуется включать при FPS ниже 50.
Переходим к расширенным настройкам графики: меню "Графика" , вкладка "Расширенные" параметры графики.
"Графика"
Максимально влияет на количество FPS,
выдаваемых Вашей видеокартой.
Переключение режима графики на "Стандартную" переключает движок на старый рендер с устаревшими эффектами и
освещением. При стандартном рендере большинство расширенных настроек графики становятся недоступными.
Рекомендуется включать на слабых компьютерах.
Качество текстур . Чем выше качество текстур, тем детальней и четче выглядит картинка в игре. Чем выше этот параметр, тем больше нужно выделенной видеопамяти. Если Ваша видеокарта имеет ограниченное количество видеопамяти - качество текстур необходимо выставить по минимуму. (Максимальное качество текстур доступно только при включенном "улучшенном рендоре" и на 64 битной операционной системе.)
Качество освещения . Открывает целый ряд динамических эффектов в игре: солнечные лучи, оптические эффекты, тени от физических источников (деревьев, строений и танков). Данный параметр сильно влияет на производительность видеокарты. При наличии слабой видеокарты, выставляйте качество освещения от средних значений и ниже.
Качество теней . Влияет на отрисовку теней от обьектов. Уменьшение качества теней не сильно влияет на игровой процесс. Если у Вас старая видеокарта, первым делом рекомендуется выставить качество теней по минимуму.
Трава в снайперском режиме . Влияет не только на производительность, но и на геймплей. Если у Вас FPS в снайперском режиме "проседает" ниже 40 - необходимо отключить.
Качество доп. эффектов . Влияет на "спец-эффекты" в игре: дым, пыль, взрывы,пламя. Уменьшая данный параметр можно уменьшить количество частиц в кадре и ограничить расстояние,на котором они будут отображаться. Рекомендуется оставить хотя бы "низко" иначе будут не видны взрывы и прочие, необходимые для ориентирования в бою элементы.
Доп. эффекты в снайперском режиме . Регулируют тоже самое, но в снайперском режиме. Если во время снайперского режима у Вас проседает FPS, что несомненно влияет на меткость, параметр рекомендуется уменьшить (не ниже уровня "низко").
Количество растительности . Регулирует густоту и расстояние отрисовки растительности в игре. При низком FPS рекомендуется выставить на минимальное. Тем самым можно высвободить драгоценные мегабайты видеопамяти.
Постобработка . Влияет на эффекты в посмертии - затенение и эффект горячего воздуха от подбитых машин и горящих объектов. Если, Вы прячетесь за уничтоженным танком, и у Вас начинается просадка FPS, данную опцию рекомендуется отключить.
Эффекты из-под гусениц . Насыщают картинку эффектами разбрасываемого грунта, брызгами воды и снега. На производительность настройка влияет не сильно. Отключением можно добиться небольшого высвобождения видеопамяти.
Качество ландшафта . Параметр определяет, на какой дистанции качество ландшафта начинает упрощаться. Данный параметр сильно нагружает процессор. Внимание! При минимальной настройке идет сильное искажение ландшафта, поэтому Вы можете не увидеть какой нибудь выступ, за которым прячется противник, и после выстрела снаряд попадет в край препятствия, а не туда куда Вы целились. Рекомендуется выставлять значение настройки не ниже "среднего".
Качество воды . Параметр добавляет эффекты волн, вибрации воды при движении, отражения от объектов. При наличии слабой видеокарты рекомендуется параметр уменьшить.
Качество декалей . Влияет на дальность отрисовки и детализацию декалей - текстур детализации,повышающих качество изображения (опавшие листья, следы грязи, тротуарные плитки и другие меткие объекты, разбросанные по карте). При значении "выключено" пропадают даже воронки от попадания снарядов. Чем больше декалей, тем больший обьем видеопамяти требуется для их подгрузки. Если Вас не смущает упрощение ландшафта, рекомендуется установить на значение "минимум", при низком FPS.
Детализация объектов . В игре все объекты имеют несколько моделей разного качества. В настоящий момент здания имеют 3 вида объектов, танки от пяти. Качество прорисовки объектов очень сильно влияют на производительность, а на больших расстояниях мелкие объекты все равно не будут видны. С удалением объекта, его модель меняется на более грубую. Параметр влияет на расстояние, на котором будет осуществляться прорисовка более качественной модели. Чем ниже выставлен параметр, тем меньше будет расстояние прорисовки качественных моделей.
Прозрачность листвы . Отключает прорисовку листвы на ближних расстояниях. Рекомендуется включать на слабых системах.
Детализация деревьев . Настройка действует по такому же принципу, как "Детализация объектов", но только для деревьев. Если у Вас наблюдаются просадки FPS, при появлении деревьев, целесообразней всего этот параметр выставить по минимуму (вместе с ним рекомендуется включать "Прозрачность листвы").
В настоящее время в игре представлены 5 типов боёв: случайные, тренировочные, командные, ротные и клановые бои. Бои проводятся в одном из трёх режимов: стандартный бой, штурм и встречный бой. Стандартный бой является основным, в то время как штурм и встречный бой - дополнительные. Они доступны не для всех карт и типов боеёв, кроме того, их можно отключить в настройках игры.
Случайные бои
Вероятность выпадения режима «Стандартный бой» составляет 50% и по 25% - для остальных режимов. При отключении игроком одного из режимов, шанс выпадения остальных получается примерно следующим: 62,5% - "Стандартный бой"; 37,5% - "Штурм" или "Встречный бой".
Взводы
В игре существует возможность для игроков гарантировано попасть в один бой за одну команду. Можно собрать взвод из двух или трех игроков. В игре реализована встроенная голосовая связь для членов одного взвода, роты или команды (в режиме "Командный бой"). Благодаря слаженным действиям участников, взвод способен оказать большое влияние на исход боя. В случае невозможности одного из участников взвода вступить в бой, командир взвода может принять решение сражаться без него.
Стандартный бой
Стандартный бой - первый игровой режим в World of Tanks. До версии 0.7.4, когда в игру были добавлены два новых режима «Штурм » и «Встречный бой », «Стандартный бой» был единственным игровым режимом в случайных боях. Суть игры заключается в следующем: балансировщик собирает две команды по 15 игроков на случайной карте . У каждой команды есть база, которая обычно расположена в хорошо защищённом месте. Цель игры заключается в захвате вражеской базы или уничтожении всей техники противника. При одновременном (или почти одновременном) захвате двух баз, уничтожении обеих команд или истечении времени боя, равном 15 минутам, объявляется ничья. При одновременном захвате и уничтожении команды, засчитывается уничтожение. Стандартный режим реализован на всех картах, в то время как «Штурм» и «Встречный бой» представлены лишь на некоторых. |
Штурм
В режиме «Штурм» одна команда обороняет базу, другая в свою очередь пытается ее захватить. У обороняющейся команды имеются явные преимущества: обычно более выгодная позиция на высоте; «Победа», если вышло время, и хоть один игрок обороняющейся команды выжил (при условии, что не захвачена база); 10 минут боя. У атакующих же, как правило, есть лишь преимущества внезапности и выбора направления удара. Кроме того, им не нужно заботиться об обороне базы, так как у них её нет.
|
Встречный бой
Цель режима «Встречный бой» схожа с обычным случайным боем: уничтожение всей техники противника или захват базы. Однако есть небольшая особенность, на карте имеется только одна база на две команды. Команды появляются на противоположных краях карты, и на одинаковом расстоянии от точек респавна находится одна нейтральная база. Скорость захвата по сравнению со стандартным боем уменьшена. При нахождении в зоне захвата техники двух команд одновременно (количество и численное превосходство роли не играют) захват останавливается, заполненная часть полоски захвата при этом мигает. Время боя стандартно: 15 минут. Режим присутствует на следующих картах: |
Командный бой
В этом режиме встречаются две равные по мастерству команды из 7 игроков. Этот формат является основным для большинства киберспортивных соревнований.
Правила и особенности
- Максимальная продолжительность боя составляет 7 минут.
- Тип боя - «Атака/Оборона»: одна из команд должна защищать две свои базы, а другая - захватить хотя бы одну из них или уничтожить всю технику защитников.
- Бои проводятся на следующих картах: Ласвилль , Монастырь , Прохоровка , Руинберг , Степи , Химмельсдорф (Зимний Химмельсдорф), Утес , Мурованка , Линия Зигфрида , Заполярье , Тундра , Харьков , Затерянный город .
- Возможные составы команд:
- шесть танков VIII уровня + один танк VI уровня;
- пять танков VIII уровня + два танка VII уровня.
- Техника I–V и IX–X уровней к боям не допускается.
- Честный подбор соперника на основе разработанного для данного режима рейтинга личного мастерства.
Ротные бои
Ротные бои - особый вид боя, отличающийся от остальных тем, что рота создаётся командиром, а все игроки соединены внутриигровой голосовой связью. Набор бойцов в команду осуществляется посредством балльной системы.
После готовности всех бойцов в роте, рота отправляется в лобби, где ей подбирается команда для сражения. Алгоритм подбора требует наличие не менее четырех команд в лобби не смотря на то, что в ротных боях никак не учитывается балансный вес команд.
Каждая команда после боя получает опыт и кредиты в зависимости от нанесенного ими урона, засветов и др. Однако победившая команда помимо собственного заработанного опыта и кредитов получает довольно значимый процент заработанных средств врага, из-за чего выплаты за выигрыш довольно значительны, а проигравшая команда уходит в большой минус.
В ротных боях имеется четыре уровня сражений: юниорская рота, средняя рота, чемпионская рота и абсолютная рота. В каждой допускается техника только определенного уровня и минимальное/максимальное количество очков техники.Опыта и кредитов за тренировочные бои не полагается, зато придется заплатить за потраченные снаряды и снаряжение. Ремонт после тренировочного боя бесплатный. Также, результаты тренировочного боя в статистику игрока не записываются.
Ожидаемое
Гаражные-бои
Перед боем игрок выбирает несколько танков из ангара. Если во время сражения его танк уничтожен, он пересаживается на следующий из списка выбранных.
Бои 30 на 30
Еще у истоков игры разработчики обещали введение боев 30 на 30. Как не раз упоминалось, главной проблемой введения такого режима является сильное негативное влияние на производительность клиента, а также высокие нагрузки на сервер. На данный момент этот режим все еще в стадии рассмотрения.
5 лет и 2 месяца назад Комментарии: 13
Доброго времени суток, уважаемые танкисты! Сегодня я опишу основные органы управления танком в игре World of Tanks. Статья будет полезна к прочтению начинающим танкистам как инструкция по эксплуатации боевой машины.
Довольно простое и интуитивно понятное, особенно для людей не раз игравших в компьютерные игры. Перечислю основные клавиши в игре при настройках управления по умолчанию.
Движение танка:
- W, S, A, D используются для движения корпуса танка (вперед, назад, поворот корпуса влево, поворот корпуса вправо, соответственно);Двойное нажатие клавиши R полный вперед - включает автоматическое движение танка по направлению вперед, при этом не требуется удержание кнопки W , но кнопками А и D можно подруливать; нажатие кнопки S останавливает танк;
Двойное нажатие кнопки F полный назад - действие кнопки аналогично с R , только включает автоматическое движение танка назад;
- R/F круиз-контроль (при движении вперед, назад);
- Пробел удержание остановка танка во время движения для выстрела, после отпускания кнопки танк продолжает движение;
X ручной тормоз используется при игре на ПТ-САУ и САУ для фиксации корпуса; отключает поворот корпуса при достижении прицелом угла горизонтальной наводки. Нажмите повторно для отключения, либо начните движение.
Камера:
- Движение мышью/стрелки клавиатуры движение прицела, башни, наведение на цель;- Движение мышью при удержании правой кнопки мыши обзор без поворота башни, движения прицела;
- Колесико прокрутки мыши , клавиши PgUp, PgDn zoom приближение/отдаление камеры/прицела, переключение в снайперский/аркадный режим;
- Ctrl + клик правой кнопкой мыши для САУ включение арт-прицела с наводкой на выбранный квадрат миникарты.
- Alt удержание включение альтернативного режима отображения иконок танков.
Огонь:
- Клик левой кнопкой мыши выстрел;Клик правой кнопки мыши по цели включение автонаведения, автослежения за выбранной целью;
Клик правой кнопки мыши, клавиша Е вне цели отключение автоприцела;
- Shift ручное включение снайперского/аркадного режима прицела;
- C клавиша перезарядки;
Клавишами 1, 2, 3 клавиатуры производится выбор типа используемого снаряда одно нажатие кнопки выбирает для следующего выстрела, двойное заряжающий немедленно приступает к замене типа снаряда на выбранный.
Клавиши 4, 5, 6 использование расходного оборудования в зависимости от слота установки; после нажатия необходимо выбрать ремонтируемый модуль, либо члена экипажа, которого необходимо вылечить
Боевой чат:
- Enter включение боевого чата, открытие строки редактора сообщений, отправка сообщения после написания;- Tab переключение между адресатами сообщения (своя команда, команда противника, сообщение своему взводу/роте); по умолчанию сообщения отправляются своей команде;
- Esc при открытом боевом чате или клик левой кнопкой мыши вне окна чата выход из редактора сообщений боевого чата;
Боевой интерфейс:
- Клик левой кнопкой мыши по миникарте при удержании кнопки Ctrl указание команде квадрата на миникарте;Кнопки + и - - соответственно, увеличение и уменьшение размера миникарты;
- М отображение/скрытие миникарты;
- Ctrl включение указателя;
- Ctrl+Tab изменение внешнего вида списков команд (ушей);
- V - отображение/скрытие всего боевого интерфейса в бою;
- Z открытие общего меню приказов после открытия необходимо указателем мыши выбрать приказ и подтвердить его нажатием левой кнопки мыши для отправки команде;
Z при наведении на союзника/противника открытие меню приказов со списком, применимым для данного игрока. Также требует выбора приказа указателем мыши и подтверждения его отправки нажатием левой кнопки мыши .
Горячие клавиши:
- Кнопка Т при наведении на противника сообщение команде Поддержите огнем по **, для САУ Атакую, где ** - никнейм игрока команды противника;- F3 сообщение команде Защищайте базу!
- F5 сообщение команде Так точно! - используется как подтверждение приказа, либо подтверждение выполнения боевой задачи, а также как боевой клич после победы команды в бою ☺;
- F6 - сообщение команде Никак нет! - отказ от выполнения боевой задачи, либо несогласие с приказом;
- F7 - сообщение команде Нужна помощь!
- F8 - сообщение команде Перезаряжаюсь еще (где - количество секунд оставшихся до окончания перезарядки), либо К выстрелу готов!, если снаряд/кассета уже заряжена.
- Esc открытие основного меню игры. Внимание! Не выходите из боя до его завершения, если ваш танк не уничтожен и вы способны на какие-либо действия в ущерб противнику! Предусмотрено
В настоящее время в игре представлено четыре постоянных режима: случайные, тренировочные, клановые бои и сражения в укрепрайонах. Кроме постоянных режимов есть те, которые проводятся сезонами, например, ранговые бои и Линия фронта. Случайные бои проводятся в одном из трёх режимов: стандартный бой, штурм и встречный бой. Стандартный бой является основным, в то время как штурм и встречный бой - дополнительные режимы игры World of Tanks. В рамках Стандартного боя для X уровней доступно генеральное сражение. Дополнительные режимы доступны не для всех карт и типов боёв, кроме того, их можно отключить в настройках игры.
Случайные бои
Составы двух противоборствующих команд подбираются случайным образом при помощи специального программного механизма - балансировщика . Для случайных боёв доступны все три режима: стандартный бой, штурм и встречный бой.
Стандартный бой
Стандартный бой - первый игровой режим в World of Tanks. До версии 0.7.4, когда в игру были добавлены два новых режима «Штурм » и «Встречный бой », «Стандартный бой» был единственным игровым режимом в случайных боях. Суть игры заключается в следующем: балансировщик собирает две команды по 15 игроков на случайной карте . У каждой команды есть база, которая обычно расположена в хорошо защищённом месте. Цель игры заключается в захвате вражеской базы или уничтожении всей техники противника. При одновременном (или почти одновременном) захвате двух баз, уничтожении обеих команд или истечении времени боя, равном 15 минутам, объявляется ничья. При одновременном захвате и уничтожении команды, засчитывается уничтожение.
Стандартный режим реализован на всех картах, в то время как «Штурм» и «Встречный бой» представлены лишь на некоторых.
Штурм
В режиме «Штурм» одна команда обороняет базу, другая в свою очередь пытается ее захватить. У обороняющейся команды имеются явные преимущества: обычно более выгодная позиция на высоте; «Победа», если вышло время, и хоть один игрок обороняющейся команды выжил (при условии, что не захвачена база); 10 минут боя. У атакующих же, как правило, есть лишь преимущества внезапности и выбора направления удара. Кроме того, им не нужно заботиться об обороне базы, так как у них её нет.
Встречный бой
Цель режима «Встречный бой» схожа с обычным случайным боем: уничтожение всей техники противника или захват базы. Однако есть небольшая особенность, на карте имеется только одна база на две команды. Команды появляются на противоположных краях карты, и на одинаковом расстоянии от точек респавна находится одна нейтральная база.
Скорость захвата по сравнению со стандартным боем уменьшена. При нахождении в зоне захвата техники двух команд одновременно (количество и численное превосходство роли не играют) захват останавливается, заполненная часть полоски захвата при этом мигает. Время встречного боя в WoT стандартно: 15 минут.
Режим присутствует на следующих картах:
Генеральное сражение
Генеральное сражение это классический геймплей стандартных боёв, но на больших картах, где вы сможете сразиться 30 на 30 на технике Х уровня. За участие в бою вы сможете пополнить ресурсы не только серебром и опытом, но и бонами. Количество бон прямо пропорционально общему числу заработанного опыта.
Прочие режимы
Ранговый бой
Ранговые бои -это сезонные соревнования, где борются сильнейшие танкисты, а лучшие из лучших получают заслуженные награды.Режим «Ранговый бой» основан на правилах Стандартного боя и доступен только для техники Х уровня. Балансировщик этого режима подбирает в команды участников с равным уровнем игрового мастерства. По результатам боёв игрокам присуждается ранг, который затем можно повысить, побеждая в сражениях и зарабатывая шевроны.
Линия Фронта
Линия Фронта это бои 30 на 30 на огромной специальной карте площадью 9 квадратных километров,множество новых игровых механик и дополнительные поощрения за общий прогресс и личную эффективность.
Линия фронта доступна для машин VIII уровня.
Укрепрайоны
«Укрепрайоны» - игровой режим для клановых игроков. Он доступен в клиенте игры и никак не связан сражениями и кампаниями на Глобальной карте. Укрепрайон - это собственность клана, которая состоит из командного центра, направлений, ведущих к нему, и дополнительных построек. Укрепрайон может быть создан командующим клана бесплатно, по желанию.Глобальная карта
«Глобальная карта» - это особый режим в игре World of Tanks. Он представляет собой стратегическую борьбу между игровыми кланами за территории. В данной статье представлены общие сведения о «Глобальной карте».
Подробную информацию об этом режиме можно узнать на Клановом портале World of Tanks.
Непосредственно интерфейс и Глобальная карта также расположены на официальном портале игры .
Тренировочные бои
Тренировочный режим выбирается в ангаре, в закладках под кнопкой «В бой!». Многие параметры в этом режиме поддаются редактированию: выбор режима, карты, состав команд, продолжительность боя, приватность комнаты, описание. Как играть в тренировочном бою описано в инструкции игры Танки. Тренировочный бой онлайн имеет ограничение по количеству участников стандартное: 15 на 15 игроков, плюс дополнительные места в «резерве».Опыта и кредитов за тренировочные бои World of Tanks не полагается, зато придется заплатить за потраченные снаряды и снаряжение. Ремонт после тренировочного боя бесплатный. Также, результаты тренировочного боя танков в статистику игрока не записываются. Видео World of Tanks в тренировочном бою наглядно демонстрирует тактику и стратегию ведения боя.
Уничтожение вражеской бронетехники — самый очевидный и простой путь к победе, но это не единственный способ выиграть сражение. В World of Tanks две команды по 15 игроков могут сражаться в одном из трёх режимов боя, каждый из которых отличается условиями победы.
В стандартном бою у каждой команды есть база. Чтобы победить, необходимо уничтожить всю вражескую технику или захватить базу соперников.
На мини-карте обе базы обозначены флагами: зелёный флаг — база вашей команды, красный — база противников. Чтобы захватить базу, необходимо оставаться внутри белого круга рядом с флагом противника. Во время захвата базы противника вы увидите постепенно заполняющуюся зелёную шкалу, а если захватывают вашу базу, шкала будет красной. Получение урона или выход за пределы круга уменьшает заполненность шкалы.
У команд есть 15 минут, чтобы выполнить одно из условий победы, в противном случае бой закончится ничьей. В стандартных боях применяются стратегии одновременно и нападения и обороны, ведь защищать свою базу не менее важно, чем захватывать вражескую.
В режиме штурма одной из команд выпадает роль нападающих, а второй — защитников. На карте только одна база — у защитников. Их задача — охранять базу и не допустить её захвата. Цель нападающих — захватить базу или уничтожить всю вражескую технику. На бой в этом режиме отводится 10 минут, и если нападающие не успевают выиграть за это время, то победа присуждается команде защитников.
По механике встречный бой похож на игру в «царя горы»: на карте расположена только одна нейтральная база, которую пытаются захватить обе команды. У них есть 15 минут, чтобы захватить нейтральную базу или уничтожить всю технику противника. Захват базы приостанавливается, если техника обеих команд находится внутри круга, и продолжается, когда захватывающие танки одной из них подобьют или вытеснят из круга противников.