Цдл история здания. Центральный дом литераторов
Вы когда-нибудь сталкивались с сознательной дискриминацией, замаскированной под интеллигентную избранность? Приходилось ли вам ощущать на себе завуалированную под эксклюзивное членство сортировку на социальные классы? Вас когда-нибудь определяли как человека второго сорта просто потому что вы не так одеты или у вас не тот вид? Если нет, то все это вы можете испытать в обновленном ресторане «», который пару месяцев назад переделался в «Московский Столичный Клуб».
Первые признаки того, что в историческом особняке XIX века с многолетней историей поселился клуб для избранных, видны еще на улице. Над парадным входом с потрепанной, протертой красной ковровой дорожкой развеваются новые флажки с эмблемами клуба. На стойке хостес разложены новые визитки. Там же стоит охранник и настороженно следит за всеми прибывшими гостями, провожая их суровым взглядом вверх по лестнице, где у входа в «Дубовый зал» красуется табличка с надписью: «Только для членов клуба и их гостей».
Несмотря на то что в интерьере ресторана ничего не поменялось, насладиться всем величием старинного оформления, посидеть под люстрой, подаренной Сталиным Горькому, или взглянуть на настенные фрески не получится. Если вы не «член», то вас туда попросту не пустят, а отправят в отдельную деревянную комнату, именуемую «Каминным залом», где за массивной дверью расположись с десяток грузных столов, большие стулья с прямыми высокими спинками, камин, небольшой кабинет и черный ход в туалет, спрятанный от глаз «членов» аж двумя шторами. Оформление комнаты никаких вопросов не вызывает, немного по-рыцарски, очень по-музейному и весьма добротно. Но то, что без всяких объяснений гостя поспешно уводят от светлого, большого и красочного «Дубового» зала в пустую комнату, кидают на стол меню и оставляют в полной тишине и холоде (кондиционер там работал так усердно, что дискомфорт наступил минут через пять), на определенные вопросы наводит.
Меню в «» изменилось, немного разрослось в размерах, обзавелось новыми разделами и двумя столбцами с ценами. Для «не членов» подороже, для «членов» подешевле. Наименования позиций вполне понятные, но объяснений к ним не предусмотрено. Набор блюд переливается то красками советской эпохи, то европейской классикой. Понять, над чем в меню поработал господин Комм, сложно, потому что никаких внятных пометок рядом с блюдами нет, а есть либо приписки заморского слова «New», либо какой-то год. На мои вопросы по поводу творений маэстро официант ничего внятного ответить не смог, и не потому что не хотел, он просто не знал. Его ответ дословно: «Наверное, то, что с пометками сбоку, это Комм, остальное - старое». С учетом того, что помечено было почти все меню, пришлось выбирать наугад.
Первым номером, спустя 20 минут после заказа, прибыло «Севиче из лосося». Хотя официант настаивал, что рыба свежая, во вкусе ощущалась какая-то копченость. Более того, внешне блюдо больше походило на тартар, что тут же перевело его из разряда севиче в разряд холодных закусок с европейским оттенком. Заказывая «Севиче», я ожидал прохладу, остроту и кислинку лайма или лимона, а получил переплетение горчицы и копчености. Для меня комбинация сработала, вкус был предельно четкий, простой и ненавязчивый, но всё же это было не севиче. «Блин » в меню стоял в гордом одиночестве без каких-либо пояснений. Внешне он был неказист, немного бледен и скрывал в себе два сюрприза: яйцо и спаржу. Опять-таки персонал о секретных элементах не предупредил, а сам я узнал о них лишь со второго надреза. Если насыщенная, сладковатая грибная начинка с яйцом сочеталась отменно, то спаржа не только выбивалась по текстуре, но и с каждым укусом захватывала все больше и больше внимания у рецепторов. «Макароны с томатами и базиликом» оказались вовсе не макаронами, а спагетти. Я надеюсь, что это была не ошибка в меню, а намеренная отсылка к советской эпохе, когда все виды пасты именовались «макаронами». Главное, что советское прошлое на качестве блюда не отразилось. Паста была приготовлена безупречно. Спагетти сварили как полагается, аль денте, и снабдили прекрасным соусом, в котором сочетались воздушность, нежная сладость и ожидаемая кислинка помидоров, а едва заметные элегантные вкрапления твердого сыра привнесли легкую пикантность и искру бодрости. За пастой последовал «Шашлык из баранины», который пришлось ждать более 30 минут. Визуально - печаль на тарелке. На черной, стилизованной под камень посуде покоились с миром две черные неопрятные мясные полоски, несколько ломтиков овощей, капли чего-то зеленого, белый классический соусником и мазок горчицы. С опаской я снял пробу. Черт. Вкусно. И не просто вкусно, а так, что хотелось доесть и еще заказать. Мясо под черным покрывалом пряталось нежное, мягкое. Сока в нем было много, вкуса еще больше. Соус «Наршараб» - очевидно домашний, темный, густой, сладковатый. За шашлыком вышел на просмотр «Бургер », опять без разъяснений и описаний в меню. Внешне - «Пизанская» башня. На вкус – ничего особенного, без изысков и без сочности. Котлета была слишком большая, сухая, пресная, и прожарка совсем не средняя, как просил, а однородно-серая. Кружок помидора - толщиной с указательный палец. Луковые кольца – увесистые, кусачие и жесткие. Булка слишком большая и крошащаяся. Яйцо ничего дельного во вкусовой набор не привнесло и лишь попачкало руки. Кстати, руками данную конструкцию есть было невозможно, а попытка разрезать башню привела к ее распаду на отдельные элементы, которые пришлось заново собирать воедино, прежде чем отправить в рот. Не впечатлило меня своим видом и «Филе Миньон». Разрезанный пополам кусок мяса лежал на очередной черной доске в компании нескольких хвостов бок-чой. Но стоило все это попробовать, как позитив вернулся. Мясу, очевидно, дали отсидеться, отчего весь сок остался внутри и не растекся по доске. Сам стейк получился в меру сочный, мягкий, резался как масло, жевался как сливочная помадка. Бок-чой оказалась хрустящая, но не сырая, интересная и прекрасно гармонировала с добротным сладковатым соусом, который, в свою очередь, делал вкус мяса более концентрированным.Где-то на середине трапезы в «специальную комнату» стали периодически вваливаться люди, то по одному, то целыми группами. Вначале я подумал, что это типичные экскурсии, но нет, это были работники заведения, которые очень громко и демонстративно обсуждали разные аспекты своей работы, куда столы передвинуть, как бокалы расставить, где разместить стулья. Их совершенно не волновало то, что на расстоянии двух метров сидел я и вроде как обедал. Мое присутствие они в упор не замечали, и никому из них не пришла в голову мысль извиниться или хотя бы говорить чуточку тише. Зато одинокий официант в черной жилетке появлялся в спецкомнате лишь с блюдами. Все остальное время я восседал один (около 15 минут со мной отсидела молодая пара, но, видимо, осознав, куда их запихнули, они попросили счет и удалились). Как я уже подметил, блюда прибывали с опозданием. На обед из шести блюд я потратил примерно 1 час 40 минут. Никакой информации мне никто не давал, меню не разъяснял, не советовал и даже не пытался выяснить, если мне что-нибудь нужно помимо заказа. Хотя о чем это я? Я же «не член». А был бы «членом», сидел бы, как уважаемые люди, в «Дубовом зале».
Итог таков:
Бесспорно, с приходом господина Комма еда в стала лучше. Безусловно, в меню появилось много нового. Но никакая, даже самая вкусная еда от самого именитого шефа не может сгладить неприятное ощущение того, что в новоиспеченном а-ля «элитном» клубе всех гостей сознательно и намеренно делят на нужных и ненужных, на правильных и неправильных, на членов и не членов, скрывая всё это под вуалью эксклюзивности.
Публикация от Михаил Костин (@mkostin_ru) Июл 12 2017 в 1:30 PDT
Это не просто ресторан, это легенда, легенда московская, советская, писательская и отчасти архитектурная. Зайти туда стоит хотя бы ради того, чтобы сказать «Я бывал в », и не так уж важно, какая там еда и какое там обслуживание, важен сам факт. Раньше в Москве были и другие похожие заведения, например, рестораны «Прага», «Пекин», «Арбат», «Советский», рестораны при «Интуристе» и при «Доме Актера». Сейчас, увы, их уже нет, из старожилов остались «Узбекистан» , новодел «Арагви» и, конечно же, .
Пару лет назад за ресторан взялась команда Ragout во главе с Алексеем Зиминым, Семеном Крымовым и Екатериной Дроздовой. Но проект не заладился и, спустя два года, следы их «современного» подхода растворились, как, кстати, и сам Ragout . Сегодня внутри роскошного особняка конца XIX века на Поварской улице напротив Государственного Театра Киноактера за массивными дверьми, к которым ведет красная ковровая дорожка, вновь скрывается частичка истории, причем как российской, так и советской.
О Центральном Доме Литераторов и его истории можно говорить много и долго, но, поскольку меня интересовала кухня, я пропустил экскурсию и отправился вверх по темной лестнице в большой дубовый зал (в ресторане шесть разных залов плюс веранда), с головы до ног одетый в красное дерево, с витражами, резной лестницей, высоченным потолком, большой фреской на стене и огромной люстрой, которую Сталин подарил Горькому. Из одного угла мне подмигивало черное фортепьяно с фотографиями на крышке, из другого - камин, а в самом центре красовалась большая ваза с цветами. В обед занято было лишь два столика, правда, по залу периодически проплывали экскурсионные группы с фотиками и телефонами.
Меню в компактным не назовешь, оно достаточно объемное и пытается всеми силами показать авторской взгляд шеф-повара Сергея Лобачева одновременно на европейские блюда и традиционную русскую кухню , но если приглядеться, то почти в каждом наименовании можно увидеть дух Советского Союза . В оформлении блюд тоже прослеживаются советские нотки, хотя их товарищ Лобачев очень усердно прячет под всякими чипсами, каплями, полосками и щепотками. Что же до вкусов и рецептуры, то они даже не стесняются своей старомодной натуры и отсылают кулинарным экспрессом гостей прямиком в СССР.
Хлебная корзина, 0 ₽
Пирожок с грибами, 130 ₽
Студень из говядины с муссом из хрена, 650 ₽
Десерт от Анны Павловой, 350 ₽
, 500 ₽
Вода Aqua Panna 0.75, 400 ₽
«Окунь с печеными кабачками» на гриле выглядел скучно, и эта скука передалась вкусу. Рыба жестковата и суховата, а кабачки сыроваты. «Ягненок по старинному рецепту » порадовал сочностью (и каре, и грудинка), ароматами, приятной корочкой и насыщенностью вкуса, но расстроил слишком резким соусом и раздражающей крошкой. «Бефстроганов с картофельным пюре» - блюдо безупречное, мясо качественное, мягкое, соус сметанный, пюре плотное, без комков, но и не мусс. Из десертов не понял я «Десерт от Анны Павловой», который представлял собой безвкусный розовый сгусток с осколками безе. Зато повеселили меня «Шахматы ». Десерт - оригинальный на вид, вкусный и схожий с «Птичьем молоко».
Обслуживание в напомнило мне сцены из советских фильмов. Все официанты как на подбор, в черно-белом, в возрасте, с суровыми лицами, вначале смотрели строго, потом заулыбались, за всем следили, советовали, и периодически предлагали «водочку». Да, это не новая современная молодая братия с улыбками, майками Diesel и кроссовками New Balance, но работа ветеранов была приближена к идеалу, и это главное.
Одно из моих самых любимых мест! Здесь очень вкусная пицца и роллы, а еще кофе. И как клуб очень нравится, маленький, уютный, вечеринки интересные всегда.
Такого дрянного отношения к посетителям еще нигде не встречала. Мы опоздали на 20 мин, 2 раза позвонив и предупредив об этом. Администратор 15 минут отчитывала нас за это, мотивируя это тем, что ее не предупредили, хотя это совершенно не наша вина. Ладно, настроение подпорчено, но еще не все потеряно. Сделали заказ: сначала ждали 2-е бокалы, потом все делали сами. Заказали пива, еще пива, вдруг замечаю, что пиво стало другого цвета, не заостряю внимания, поскольку подошли еще друзья и я решил, что...
Друзья! Ресторан хороший! Персонал очень внимательный! Но хочу предупредить всех: около ресторана работает группа угонщиков автомобилей нерусской национальности. Действуют они по схеме: вы наконец находите место для парковки, закрываете автомобиль, уходите. За вами следует один из угонщиков, провожает вас до ресторана или до того места, куда вы направляетесь. Стоит и ждет. В то время напарники вскрывают ваш автомобиль. Угонщики продвинутые - вскрыли автомобиль через какое-то электронное устройство...
Разнообразное меню, хорошее обслуживание, качественная еда.
Качественная еда, официанты быстры и отзывчивы, обстановка располагает и не особо дорого.
Очень хорошее обслуживание, разнообразное меню и качественные блюда. Если вы решили вкусно поесть и не решили куда идти то идите сюда не задумываясь, здесь и вкусно накормят и хорошо обслужат
От всего того столичного шума, его в будни на работе и в пробках хватает. Еда действительно вкусная, все свежайшее, оттого и дорогая, наверное.
Я человек консервативный и постоянный. И честно скажу, не люблю пробовать новые места. С другой стороны, зачем заниматься "изобретением велосипеда", ведь я знаю, что есть в Москве место, где мне рады, где всегда великолепный сервис, где можно попробовать действительно вкусные блюда без всякой там новомодной химии. Для меня этого более чем достаточно. Поэтому всегда, когда я в Москве, обязательно освобождаю вечер для этого ресторана. Это стало моей маленькой, особой и самой любимой традицией. Спасибо ЦДЛ!
2011-07-02 |
Ресторане отмечали юбилей моего отца. Отец здесь уже не первый раз, в отличие от меня. Я, наверное, вряд ли бы когда-нибудь зашла сюда сама. Может поэтому на меня это место произвело такое сильное впечатление - ведь места, подобного ЦДЛ, я никогда не видела раньше, и мне не с чем сравнивать? Ощущение от ресторана, скажу Вам, странное, - как-будто это не ресторан даже, а музей роскоши. Только в этом музее можно есть) Все в округ было такое. впечатляющее. А люстра (люстры таких размеров вообще бывают?;)...
Найти в центре Москвы место уютное, даже слегка изысканное, вкусное и без толпы ни разу не просто. Поэтому в восторге от Файв о клок. Очень рекомендую. Огромное спасибо персоналу за приятный вечер.
Безумно красивый, эффектный ресторан! Мы были на свадьбе друзей и до сих пор под впечатлением от того, как все было организовано. К сервису не придраться, ну а обстановка – просто слов нет! Теперь вот наша очередь, пока думаем – с одной стороны, не хочется повторяться, а с другой – хочется так же! Не знаю, как у других, но свадьба один раз в жизни и хочется все по высшему классу
Центральный Дом литераторов - так простенько расшифровывается сокращение ЦДЛ . Однако за аббревиатурой из трех букв таится жизнь, полная трагедий, исторических несообразностей, слез, смеха и курьезов. Находится он в двухэтажном особняке с башенками, на московской улице Поварской. Эклектика архитектурного стиля и внутреннего интерьера здания отражает гибрид эпох и сложную историю его существования.
Построенный в XIX столетии по княжескому заказу, особняк был куплен семейством графа Олсуфьева, а в 1932 году, по просьбе Максима Горького, здание передали союзу писателей. В год проведения первого съезда советских писателей там основали Центральный Дом литераторов имени Александра Фадеева. Со временем здание разрослось вширь, а наименование наоборот укоротилось до аббревиатуры.
Дом литераторов быстро стал центром бурной литературной жизни, превратился в писательский клуб с рестораном и залом для общих собраний, который до сих пор хранит прежний облик и в обиходе именуется Дубовым залом. Его стены обшиты дубовыми панелями, а его уютное пространство украшают экзотические резные колонны. На второй этаж, в так называемый Каминный зал, ведет причудливо изгибающаяся деревянная лестница, сделанная без единого гвоздя, которая опирается на колонны из сандалового дерева.
В Дубовом зале праздновали дни рождения и справляли тризны, делали доклады и выпивали. В течение дня залы не раз меняли свою функцию. Сначала, допустим, панихида. Потом собрание, на котором кого-нибудь прорабатывали. Потом — кабак. Никого это не смущало. Здесь же обсуждали стихи и прозу, ссорились и мирились члены советской культурной элиты. Именно здесь обмывали договор о завершении холодной войны Генеральный Секретарь ЦК КПСС и Президент Соединённых Штатов.
Эти залы видели всех знаменитостей русской литературы, несколько ее поколений: от дореволюционных футуристов и, позже, — литераторов-фронтовиков, до современных писателей. Здесь гремел Маяковский, выпевал свои стихи Пастернак и устраивал дебоши Юз Алешковский, здесь же проходили творческие вечера Тарковского и слушали по-пушкински прозрачные стихи Давида Самойлова. Стены ЦДЛ помнят Твардовского, Зощенко, Шолохова, Окуджаву, а также Нильса Бора, Марлен Дитрих, Индиру Ганди и многих других знаменитостей.
В 50-тых, после пристройки к особняку со стороны двора новой части, у него появились два выхода, новые Большой и Малый залы, прекрасный холл и новое большое кафе, которое со временем стали называть Пёстрым залом. Если в Дубовом зале ресторана собиралась, как правило, солидная публика, то в Пёстром зале публика была пёстрая. Но это не значило, что в застольном писательском деле имелись какие-то сословные границы. В залах происходила постоянная ротация. Толпы посетителей и литераторов кочевали из ресторана в кафе и обратно. Между кафе и рестораном имелась стойка бара. Любители часто застревали у этой стойки. Некоторые провели за стойкой писательского бара всю жизнь.
Пестрый зал был излюбленным местом тусовки для писателей 60-80-х годов. Во многом он был схожим с арт-кафе серебряного века «Бродячая собака», где впервые прочитывались стихи и звучали музыкальные пьесы, о чем сохранилось немало воспоминаний. Так же, как Анна Ахматова, посвятившая «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…», известный , вспоминая о бурной молодости, восторженно отзывался о «Пёстром зале», прозванном так посетителями не только из-за разношерстной публики, но и потому, что на его стенах красовались (и до сих пор красуются) шаржи и автографы классиков: поэтов, прозаиков, драматургов, художников:
«Мы тут тусовались иногда сутками. Здесь были потрясающие официантки, великолепные совершенно бабы, которые нам верили в долг !».
Здесь под долговую запись в блокнотик, могли покормить и налить рюмку-другую временно безденежным писателям. Известно, что подобную процедуру, острый на словцо Михаил Светлов, называл «грамзаписью». Обычно к столику, за который садился Светлов, подтягивались со своими стульями другие посетители, а те, кто не успел протиснуться, стояли сзади. То и дело, вызывая зависть у всего кафе, оттуда раздавались взрывы хохота. Уровень его остроумия был не ниже его поэтического таланта.
Это ему приписывают метафорический ответ, когда он прямо из больницы пришел в кафе, и Юрий Нагибин спросил у него, как он себя чувствует:
—Как орел, — ответил Михаил Аркадьевич, — который вернулся в ломбард за своими крыльями
!
Многие писатели того времени тоже отличались чудачествами и остроумием. Знаменитый уже в 60-тые годы поэт Ярослав Смеляков имел привычку отдыхать в «пестром» зале ресторана ЦДЛ, сидя в одиночестве за любимым столом с рюмкой водки. При этом он никогда не отдавал второй пустой стул из-за своего стола, какая бы писательская толкотня в ресторане ни была в это время.
— Да кого вы ждете?! — однажды возмутился молодой поэт Петр Вегин, после отказа одолжить ему пустующий стул.
— Пушкина! — спокойно ответил Смеляков.
Можно бесконечно долго перечислять подобные случаи, ведь за несколько десятилетий бойкие на выдумки литераторы обеспечили залу пестрящую байками и анекдотами историю.
Рассказывают, что поэт Анатолий Передреев, если приходил в «пестрый» зал ЦДЛ один, то заказывал официанту водки и подолгу сидел в одиночестве за любимым угловым столом. Славился Передреев феноменальной памятью на поэтические строки. Когда кто-нибудь из незнакомых поэтов подходил к нему, он неизменно спрашивал:
— Ты кто?
Незнакомец представлялся. Передреев мгновенно читал две-четыре строчки стихов и сурово спрашивал:
— Ты написал?
— Я, — признавался тот.
— Пошел на х…! — мрачно изрекал Передреев.
Гораздо реже бывало наоборот. Если строки были на взгляд и вкус Передреева замечательные, то он приглашал поэта: «Садись!» — и наливал водки.
Его поведение в точности соответствовало надписи-предупреждению поэта Расула Гамзатова, начертанное красной краской справа от арки, ведущей из «Пестрого» в элитный Дубовый зал ресторана:
Пить можно всем,
Необходимо только
Знать где, когда и с кем,
За что и сколько.
Напротив, в левом углу зала, молодым писателям, которые, не дописав своего «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых», так и канули в небытие, не сумев оторвать свое слабое тело от крепкой дубовой стойки, оставил свое наставление-двустишие В. Лившиц:
«О, молодые, будьте стойки
При виде ресторанной стойки»
.
Вообще, если развернуть все четыре стены кафе, исписанные многочисленными автографами и шаржами маститых литераторов в одну, то это будет огромное панно, которое уместно назвать «Стеной смеха и плача».
Литературный неофит, впервые попадавший в шумное, витающее в облаках табачного дыма кафе, с его пестрыми стенами, оказывался поражен видом небожителей, которые «живьем» сидели за столиками. Только тут можно было услышать, как «властители умов и сердец» поэты , Борис Слуцкий и Иосиф Бродский заказывают в нижнем буфете бутылочное пиво и гору знаменитых цэдээльских слоеных пирожков с мясом и с капустой.
Ощущение причастности к этому «храму литературы» кружило голову и застилало от глаз чью-то въевшуюся надпись на стене: «здесь однажды ел тушенку и увидел Евтушенку
».
Имелись тут и «местные достопримечательности». В ЦДЛ 1970-х годов ими были женщины из персонала ЦДЛ, уже преклонного возраста. Кажется, они работали здесь со дня основания. У всех этих женщин были – как на подбор – необыкновенные романтические имена: Роза, Ада и Эстезия. А также сложные прически по довоенной еще моде и ностальгические платья. Они всегда были очень ухоженные и эффектные. Молва приписывала Розе, Аде и Эстезии романы с самыми знаменитыми писателями СССР.
К моменту закрытия, кафе витало в табачном дыму. Подвыпившие, а то и вовсе пьяные гости расходиться не желали. Кто-то уже тихонько похрапывал в углу. И тогда, появлялась Эстезия, как будто вышедшая из пьесы Чехова в постановке МХАТа. Она плавно и широко взмахивала руками, производя пассы и повторяя размеренно: «Мы встаем… Мы идем к выходу… Мы выходим…» Самое удивительное, что даже самые упрямые и полупьяные литераторы подчинялись ей, как дети воспитательнице, и послушно плелись к выходу.
Не менее уважаемыми среди писателей были штатные парикмахер и похоронщик ЦДЛ. Хотя, зачастую, они становились объектами для язвительных шуточек литературных острословов.
Парикмахером в Центральном доме литераторов 1960–1970-х годов был Моисей Михайлович Маргулис. На своем рабочем месте у кресла он священнодействовал: стрижка, бритье, горячий массаж, мытье головы и прочее. Он был героем многочисленных анекдотов, расходившихся из стен ЦДЛ по всей Москве. Вместе с тем, байки, которые он сам сочинял и травил направо и налево, имели большой успех в писательских кругах. Многие искренне советовали ему сменить парикмахерские ножницы на перо. Но парикмахер отвечал, что он родился парикмахером и им же закончит свой славный путь, увенчанный не писательскими лаврами, а волосами.
Визит в Москву президента Рейгана и решение устроить его встречу с советской творческой интеллигенцией в ЦДЛ, поставил крест на любимой писателями и бесперебойно функционировавшей в течение десятилетий комнаткой-парикмахерской. В связи с тем, что ЦДЛ был оснащен двумя туалетами - но один расположен на верхотуре, куда трудно подниматься, а другой - в подвале, куда трудно спускаться, — из комнаты Маргулиса попытались соорудить кабинку-клозет (что-то вроде современных биотуалетов). По иронии, высокому гостю на протяжении пребывания в ЦДЛ так и не приспичило. Кабинку снесли через некоторое время. Но парикмахерская так и не возродилась.
Не менее известным всей Москве был Арий Давидович Ротницкий , проводивший писательские панихиды в ЦДЛ. Человек необыкновенных связей, знаний и умения в мире кладбищ, моргов, катафалков, мастерских по изготовлению надгробий. Не меняющийся внешне, розовый вежливый старичок с голой головой и серебряной бородкой. Возраст его не поддавался определению. Было лишь доподлинно известно, что Арий участвовал в похоронах Льва Толстого.
Кроме них имелся еще не один десяток личностей, оставшихся в устных и письменных свидетельствах очевидцев тех событий. Но тематика сайта, как компас, выводит нас к писательской кухне. Там тоже не обошлось без выдающихся личностей.
Следует заметить, что не только творческая атмосфера манила в ЦДЛ писателей того периода. Немало этому поспособствовало то, что ведомственная писательская кухня много лет снабжалась самыми лучшими в СССР продуктами. В силу чего в цэдээловском меню, по существу, не переводились не только паюсная икра или свежие огурцы зимой, но даже рябчики. Не менее важным фактором притягательности была и великолепная кухня, которой руководил человек-легенда (равно как в творческих, так и ресторанных кругах Москвы) – .
В 1925-1931 годах Розенталь был директором ресторанов Дома Герцена, Дома Союза писателей и Дома печати. Впоследствии стал управляющим ресторана Клуба театральных работников.
По воспоминаниям знаменитого «Домового» - легендарного и на протяжении нескольких десятилетий бессменного директора Центрального Дома литераторов — Бориса Филиппова:
«Он имел внушительный рост, представительную внешность, густую чёрную ассирийскую конусом большую, по грудь, бороду. Розенталь был не просто администратором и кулинаром-виртуозом, в совершенстве знающим ресторанное дело, но и радушным хозяином, создавшим особый уют и домашнюю интимность в своем заведении».
Этот черноглазый красавец во фраке, с кинжальной бородой до пояса, был фанатом кулинарии, почитателем литературы и театрального искусства. Его характер и портрет достоверно запечатлел Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Там Розенталь предстает в образе ресторанного распорядителя Арчибальда Арчибальдовича. Разве что, писатель перенес его владения в помещение придуманного им «Массолита» (пародийная аббревиатура «Мастера советских литераторов»), с его «Домом Грибоедова».
Несомненно, что и название «Дом Грибоедова» Булгаков в своем романе тоже использует пародийно, что связано со страстью членов «Массолита» к чревоугодию. Как следствие, в романе появляются неподражаемые грибоедовские «порционные судачки» и «яйца-кокот с пюре из шампиньонов в чашечках».
Кстати, булгаковский ресторан «Дом Грибоедова» является обобщенным образом нескольких мест, где работал Яков Розенталь и которые посещал писатель со своими коллегами, в числе которых было множество знаменитостей. Они неизменно мигрировали следом за Бородой (так шуточно именовали Розенталя) по всем местам его работы. При этом, тот не только был близко знаком со всем столичным бомондом, но и помнил вкусы каждого из них.
Благодаря личности Розенталя реально осуществилось шуточное пожелание, высказанное одним московским юмористом на первом орг.собрании Дома писателей: «…харчи должны были такими, чтобы люди перестали ходить в «Метрополь» или «Националь»
. Занятно что эта шутка в итоге оказалась пророческой.
В конце 80-х годов в помещениях ЦДЛ была проведена капитальная реставрация. Интерьеры и декоративные детали центрального «Дубового зала» сохранили, практически, неизменными. Сандаловые колонны, поддерживающие лестничные проем, — это целый мир образов. Аллегорические портреты графа и графини, мотив виноградной лозы, закручивающиеся листья аканта придают диковинный облик деревянной опоре. Дерево в доме – повсюду. Оно используется в обработке стен, потолков всех залов. Облик дополняют изумительные оконные витражи, выполненные по старинной технологии с использованием свинца.
В советское время интерьер «Дубового зала» украсила монументальная люстра, подаренная Сталиным Максиму Горькому, возглавлявшему в то время Союз писателей. Первоначально она была изготовлена для одной из станций метрополитена.
В ЦДЛ оставили библиотеку, читальный зал и кинотеатр. Бильярдная тоже осталась на своем месте. Но время когда любой литератор, даже самый неприметный и небогатый, мог спокойно расхаживать по ЦДЛ, где хотел, ушло в прошлое.
Легендарный писательский центр превратился в респектабельное заведение. Вход с Поварской стал исключительно ресторанным. Рестораны заняли несколько залов, которые отличаются друг от друга по интерьеру, но объединены одной концепцией и декоративными деталями.
«Дубовый» зал по-прежнему имеет два яруса. Там осталась мебель из осветленного дуба, старинные китайские вазы, витражи на окнах, старинные часы рядом с входом. Осталась и деревянная лестница, выполненная без единого гвоздя, опирающаяся на колонны из сандалового дерева с барельефами графа и графини Олсуфьевых. Под лестницей находится круглый стол на 8-12 персон.
Через «Фонтанный» зал можно попасть в бывший «Пестрый» зал, в котором теперь находится ресторан с претенциозным наименованием «Записки охотника» (его украшают роскошные изделия таксидермистов – головы зебр, медведей, волков и прочих несчастных), где ты и сам чувствуешь себя дичью для хэдхантеров в униформе. Хотя это более демократичная часть пристройки в отличие от «старого» крыла, где расположен помпезный ресторан итальянской кухни, выполненный в светло-розовых тонах с венецианскими зеркалами на стенах и белыми колоннами, расположенными по периметру зала. А в фойе, наглухо перекрыв его двери, сообразили ресторан «Артистический», для тех актеров, кто может себе это позволить.
Меню поражает разнообразным «буржуазных» блюд, основная концепция которого - «традиционная русская кухня». Готовится она по рецептам позапрошлого века, адаптируясь к современности. В меню присутствуют такие блюда, как: уха в ржаных горшочках, сиг запеченный и фаршированный, осетры, молочные поросята и ягнята, пельмени сибирские с лососем, тартар из говядины на косточке, борщ с выдержанным салом и баранина с чехонью.
Писатели теперь забредают сюда крайне редко. А попав по случаю, ощущают дискомфорт. Об этом свидетельствуют свежие «записки на манжетах»:
Боря, — говорит мне как-то в ЦДЛ прозаик Анатолий Шавкута, — а ты заметил, что с этой перестройкой в Доме литераторов многое изменилось. Например, нарушен баланс.
— Какой баланс, Толя? — спрашиваю я его.
— Ну, какой-какой… — отвечает Шавкута. — Раньше у нас в ресторане всегда было не более двух алкоголиков и одного сумасшедшего. Это и есть живая писательская среда. А сейчас их нет, исчезли! Нувориши их не признают. А баланс-то нарушен…
Ресторан долго сохранял тяжеловесную ауру эпохи застоя: здесь была очень дорогая кухня, а кондовый пафос бархатных портьер и дубовых панелей поддерживал высокие цены.
Демократичным оставался лишь Нижний буфет. Среди персонажей его наводняющих, встречались неприкаянные интеллигенты, отставные актеры и литераторы не самого высокого пошиба, которые тайком приносят с собой и разливают спиртное под столом, или, заказав пивка либо кофе, подолгу беседуют за круглыми столиками о литературе, в полумраке уютного прокуренного зала. Тут невольно припоминается одна история из давнего прошлого ЦДЛ:
Сидим в «пестром зале» с гостями, какими-то интуристами. Они неплохо говорят по-русски. Пьем сухое вино, кофе. Наши писатели держатся с достоинством, угощают иностранцев, кое-как стараются гордиться и даже защищать Россию. Вроде все нормально. Под конец вечера, иностранец, широко улыбаясь, говорит всем нам комплимент:
— Счастливый вы народ, русские! Вы даже не знаете, в какой нищете вы живете…
В 2014 году у заведения сменился владелец. Ресторатор Алексей Зимин , разрабатывая принципиально иную гастрономическую концепцию винного ресторана«ЦДЛ», обратился к бюро WOWHAUS с просьбой создать яркий, вызывающий, но при этом легко сменяемый интерьер, ориентированный на новую аудиторию ресторана – «работников творческих индустрий в возрасте 25-45 лет». Предполагаем, — актеров популярных телесериалов и писателей неприхотливых детективов для широких масс.
Апгрейд залов был осуществлен в духе арт-интервенции. К историческому убранству залов — подлинным элементам неоготического интерьера: дубовым панелям, каминам, люстрам — контрастно добавили модерновые, легкосъемные конструкции.
Ажурные конструкции с любимым мотивом фирмы WOWHAUS в виде круга, стали лейтмотивом, проходящим через все помещения ресторана. В верхнем зале эти элементы повторяются даже в рисунке обоев и настенных светильников. С помощью белых пластиковых рам, легендарную скрипучую лестницу превратили в некий техно-портал с подсветкой.
После этих неоднозначных нововведений, из ЦДЛ исчезла сакральность места, пропало священнодействие и та театральность, которые прежде пытался сохранить в залах Андрей Деллос , создатель утопических проектов — элитных ресторанов «Кафе Пушкинъ», ЦДЛ и «Турандот» .
Со сменой обстановки обновилось и ресторанное меню. На инновационной кухне хозяйничает Алексей Зимин, автор книг и статей на гастрономическую тему, и не только. Он — бывший редактор мужского журнала «GQ» , а теперь удачливый ресторатор: его «Ragout» получал в свое время призы за то, что, как ледокол, первым въехал в тему роскошной и модной еды, подающейся в суперсовременном аскетичном интерьере.
Хотя Зимин учился в поварской школе Cordon Bleu и стажировался на кухнях многих великих шефов - от Мишеля Герара до Раймона Блана, он и его напарник Тарас Кириенко кардинальных гастрономических изменений не стали делать. Их кулинария представляет собой некие переосмысленные вариации на тему «русской кухни». Хотя элементы , как и — присутствуют…
К примеру, — тотемный для всех «кулинарных химиков», вспененный соус. В данном случае — из сметаны с тертыми груздями и солеными огурцами, который подают к пельменям с олениной и телятиной.
Или «вбитое» в бульон для борща протертое сало. И совсем простенько выглядит лемонграсс (лимонное сорго), используемый в зиминских щах вместо кислой капусты.
Следуя тренду неожиданных «микстов», характерных модерновой кухне, возникло и блюдо «няня », которое напоминает то ли русский вариант шотландского хаггиса - фаршированный потрохами бараний желудок, то ли — «кундюбки », за сочетание гречневой каши с потрошками, которые подавали в «Хлестакове » на Фрунзенской. Кстати, отличались они там бульоном, который умягчал плотность такого союза. Здесь такую роль исполняет ложе из мягчайшей мятной баранины:
Посетителям с более традиционными вкусами, к вину предлагается паштет из печени цесарки . А медальоны из фуа гра на гриле подаются с салатом из манго и яблок.
Конечно, желающие могут обойтись и «незатейливым» заказом в левом, более «демократичном» крыле. Там их ожидают закуски в виде грибочков «Муромских», заливного судака, жульенов из перепелок или блинов, начиненных фазаном.
В общем, кухня хорошая, но из ресторанов с прайсом «выше среднего», ценами не слишком отличается от «Пушкина». Но, вам самим решать – стал ли ресторанный комплекс «ЦДЛ» доступнее и лучше.
Напоследок, следует сказать, что знаменитый Пестрый зал, как и прежде, открыт только для членов Союза писателей, но той атмосферы, которая царила здесь когда-то, больше нет. За столиками больше не сидят легендарные писатели. Не осталось и тех личностей, кто мог подшутить над ними, как это делал администратор Аркадий Семенович (тот самый, который когда-то не пустил в ЦДЛ самого Микояна).
Это он, в самый разгар пиршества и неумеренного обжорства вареными раками с пивом, (а поглощались они в писательском буфете в огромных количествах), выжидал пока посетитель полностью впадет в нирвану, перепачкает пальцы, отламывая рачьи клешни и шейки, вдруг представал перед ним и категорично требовал:
- Предъявите членский билет Союза писателей!
<><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><>
Думается, что незабвенный Михаил Светлов, отвечая на вопрос «какая разница между модой и славой?» , оказался прозорливо прав: — Мода никогда не бывает посмертной. Посмертной бывает только слава…
Ресторан Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ) в своей обновленной форме работает с февраля 2014 г. С этих дней здесь все по-новому. Кухню ресторана возглавляет молодой повар Сергей Лобачев, член национальной гильдии шеф-поваров России и одновременно внук легендарного Александра Филина, который является концепт шефом ресторана. В результате их совместной работы получился отличный тандем. Совместно они создали качественное меню, которое заслуживает пристального внимания. Речь идет о традиционных блюдах русской кухни, но в авторской интерпретации.
ЦДЛ – уникален и знаменит, открыт в год проведения I съезда писателей и образования Союза писателей СССР, в далеком 1934 г. Здесь встречались именитые писатели, драматурги, поэты – Твардовский, Симонов, Шолохов, Окуджава, Фадеев, Зощенко, Распутин и другие деятели искусства, представители культурной и политической элиты. И как в подтверждение этому в холле ресторана вывешены фотографии знаменитых гостей, по которым можно изучать писательскую эпоху страны. ЦДЛ упоминается в романе Льва Толстого «Война и мир», в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Здесь проходили званые обеды, на которых присутствовала семья Романовых, здесь вели переговоры ельцинские олигархи, вручали награду французскому президенту Жак Шираку Владимир Путин и Дмитрий Медведев и еще множество других мероприятий имели место здесь быть.
Раньше попасть в ресторан «ЦДЛ» было трудно, считалось за честь и удачу побывать в этом историческом месте. Однако ситуация изменилась, сейчас ресторан ведет открытую политику – на ужин, банкет попасть легко, стоит лишь забронировать столик. Поэтому приходите и прикоснитесь к странице истории страны, великой и могучей хотя бы на гастрономическом поприще. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, ПИВА И КУРЕНИЕ ВРЕДЯТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
А вообще за свою долгую историю здание (оно построено в 1889 г.) служило родовым гнездом князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского (потомка семьи Рюриковичей), позже семьи графини Александры Андреевны Олсуфьевой (дочери известного фарфора-промышленника Андрея Михайловича Миклашевского); после революции 1917 г. особняк был национализирован и занят пролетарскими рабочими, позже здесь располагалось одно из учреждений ВЦИК. И только по просьбе Максима Горького в 1932 г. особняк был передан Дому писателей, в котором собственно позже и открылся одноименный ресторан (первоначально это была писательская столовая). Интересна история не только самого здания, но и всей улицы Поварской, которая ведет начало с XVI века времени царствования Ивана Грозного. Здесь вперемежку с дворянами жили повара, служившие у государя. До сих пор ближайшие переулки к Поварской сохранили свои старинные названия – пер. Столовый, пер. Скатертный, пер. Хлебный, пер. Ножовый.