Что значит голем. Голем: самое страшное существо в еврейской мифологии
В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.
Ночной страж
Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой. В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста. На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю. В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.
Пражский монстр
Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане. После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно. С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям. Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.
Месть жителям квартала
Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал. Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути. К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями. Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил. Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.
История человечества полна неожиданных и таинственных легенд, достоверность которых невозможно подтвердить. Романтическая атмосфера, которой они окутаны, заставляет очаровываться и не раз пересказывать заветные сюжеты, вспоминая их героев. Голем относится к числу персонажей, чье существование стоит под вопросом, но биография этого персонажа удивительна.
История происхождения
Еврейская мифология повествует об истукане, создать которого было под силу только раввину, славящемуся духовным богатством и просветленностью. Главной целью посланника бога на земле должно быть стремление заступиться за свой народ, защитить его от мучителей. Только в этом случае глиняный человек оживал. Чистые помыслы и искренность были главным критерием успеха в этом деле и предрекали чудовищу неслыханную силу. Имя существа из глины – Голем – переводится как «бесформенный» или «сырой, необработанный».
Первая легенда о необычном создании появилась в 16 веке. Ее услышали жители Праги. Евреи в те времена притеснялись немцами, переполнявшими столицу Чехии. Их права ограничивались, а свободы попирались. Люди были обречены существовать в нищете и бедствии. Главный раввин по имени Лев встал на защиту евреев, взмолился небесам и попросил бога о помощи. Помощь пришла свыше. Лев был посвящен в таинственный ритуал, способный воздвигнуть из глины фигуру Голема, готового разбить врага.
Чудовище, возведенное героями, посредством магической силы ожило и отстояло честь своих создателей. Оно выглядело как великан, не способный произнести и слова, но уничтожающий противника в прах. Еврейское гетто было под его защитой 13 лет. В ритуале создания Голема использовались два человека, символизирующие огонь и воду, Лев, как автор, олицетворял воздух, а Голем стал воплощением земли. Получивший от создателей человеческую одежду, истукан выполнял свою функцию и жил в доме раввина в качестве работника.
Особенности Голема заключаются в быстром росте. Он не испытывает голода или жажды, но обладает достаточной энергией для выполнения любой работы. Громиле не страшны физические нагрузки, но другими способностями он обделен. Выйдя из-под власти создателя, существо начинало разносить все вокруг себя.
Зло, скрытое в его душе, вырывалось наружу. Поэтому при необходимости отлучиться Лев погружал работника в сон. Однажды, уйдя в синагогу, он забыл провести привычную процедуру, и Голем разбушевался. Поняв ошибку и ее цену, Лев навсегда усыпил истукана, поместив того на чердак.
Следующее пришествие чудовища состоялось в 1920-е годы. Любопытный журналист решил проникнуть в место упокоения чудовища и доказать, что байки о нем – выдумки. Он оказался прав, но ходят слухи, что раввин уничтожил свое детище. Существует и романтическая трактовка легенды, повествующая о нежных чувствах глиняного человека к дочери раввина.
Подчинявшийся только ей, неуклюжий Голем сопровождал девушку повсюду. Раввин приказал дочери обездвижить ухажера, и истукан рассыпался на мелкие частицы. Но, по легенде, каждые 33 года происходит возрождение глиняного чудовища.
Экранизации
Популярность к глиняному персонажу пришла после того как писатель Густав Майринк опубликовал книгу об истории его происхождения. Знаменитый первопроходец кинематографа, немецкий режиссер Пауль Вегенер снял трилогию о Големе в 1915-1920 годах. Литературы о герое легенд было немного, и Вегенер самостоятельно додумал сюжет, создав фильмы «Голем», «Голем и танцовщица», «Голем, и как он пришел в мир». Главного героя играл сам постановщик.
Режиссер Жюльен Дивювье создал фильм ужасов о глиняном человеке в 1936 году, сняв актера Фердинанда Харта в известном образе. Это был ремейк на проект Вегенера, не отличавшийся оригинальной идеей.
В 1967 году Жан Кершборн снял фильм «Голем» с участием Андре Рейбаза. В роли истукана в проекте Петра Шулькина 1979 года предстал Марек Вальчевский.
В 2016 году на большие экраны вышла экранизация романа Питера Акройда «Дан Лено и Голем Лаймхауса» авторства Хуана Карлоса Медины.
- Любопытно, что глиняный Голем был не единственной вариацией истукана, способного прийти на помощь еврейскому народу. Существо из воды располагало удивительным интеллектом, чудовище из камня походило на настоящую глыбу. Огненный Голем был ведьмаком, а земляной, схожий с холмом, предпочитал равнины в качестве места жительства и был мирным созданием. Но глиняное исполнение – самая популярная вариация персонажа.
Голем в "Майнкрафте"
- В литературе образ упоминался не только в произведении Майринка, где был второстепенным. О нем писал Артур Холичер в 1908 году и в рассказе «Голем 16». Братья Стругацкие, вдохновленные легендой, упоминали истукана в книге «Понедельник начинается в субботу», а – в романе «Маятник Фуко».
- Современные фантасты используют этот образ и в кинематографе. Железный защитник Колосс из фильмов о 2017 и 2018 годов напоминает героя легенды. Голем стал персонажем «Секретных материалов» и мультсериала «Симпсоны», похожий на него персонаж появился в картине «Бесславные ублюдки». также является Големом. Глиняное чудовище стало персонажем мультиков и компьютерных игр вроде «Террарии» и «Майнкрафта».
ГОЛЕМ (др.-евр. "комок", "неготовое", "неоформленное") - символ неодухотворенного человека, биоробота.
Согласно еврейским фольклорным преданиям, Голем - оживленный магическими средствами глиняный великан. Воплощал утопию о создании робота. Каббалистика разрабатывала практические рецепты изготовления Голема. Согласно этим рекомендациям, он вылепливался из красной глины, ростом с 10-летнего ребенка, и оживлялся либо именем Бога, либо словом "истина", написанным на его лбу. У Голема нет души, и он не способен говорить. По преданию, Альберту Великому удалось изготовить Голема, но тот был разрушен Фомой Аквинским, усмотревшим в его создании вызов Богу. Другим создателем так называемого "пражского Голема" был раввин Лёв (XVI - нач. XVII в.). Его Голем неоднократно защищал Пражское гетто от погромов.
Не обладая духовными качествами, Голем в избытке наделен физическими возможностями. Он стремительно растет, достигая исполинских размеров и нечеловеческой силы. Големы выполняли роль слуг. В частности, они обслуживали еврейские семьи в субботы, когда заповедь иудаизма категорически воспрещала какую-либо работу.
В литературе антисемитского толка распространенным является представление, что Голем в иудаизме символизировал гоев. В Средние века популярностью пользовалась пьеса юдофобского содержания "Голлем". Когда еврейские мудрецы изготовили биоробота, заложив в него установку бороться с антисемитизмом, он неожиданно накинулся на них самих. В действительности иудейские мистики в XVI в. категорически запретили всяческие эксперименты по созданию Голема. Голем есть онтологический антипод Адама. В XX в. образ Голема стал популярным благодаря австрийскому писателю Густаву Майринку.
Источ.: Майринк Г. Голем. Вальпургиева ночь. М., 1990.
Определения, значения слова в других словарях:
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Голем - в исторической психологии легендарное воплощение отчужденных человеческих возможностей, искусственный человек, созданный якобы в средневековой Праге. Метафора Г. неоднократно использовалась в современной психологической науке при обсуждении взаимовлияния кибернетики и...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр.), вылепленное из красной глины создание, в которое посредством магии вдохнули жизнь. Оно служит своему хозяину, выполняя его волю. Голему придаются очертания человека. Жизнь входит в него, когда над ним произносится имя Бога, а на лбу пишется слово «emeth» правда. Ожив,...
Энциклопедия "Религия"
ГОЛЕМ (букв. с иврита - "неоформленное тело", "болванка") - в иудаизме - человекоподобное существо, созданное посредством магического акта. Слово "Г." встречается в Библии (см.; см. также Танах) только один раз - в Псалтири (см. Хваления) и обозначает бесформенный зародыш...
Голем - это существо еврейской мифологии, внешне похожее на человека. Он сделан из глины и оживлен раввином при помощи тайных знаний.
Считается, что создать Голема может только высоко и достигший наивысшей чистоты человек, верховный раввин, для того, чтобы спасти свой народ от надвигающейся беды. Человек из глины обладает сверхъестественной силой, благодаря которой он способен справиться с любыми врагами еврейского народа.
Легенда гласит, что рождение Голема произошло в Праге XVI столетия, которую в то время населяли чехи, евреи и немцы. Несмотря на то, что еврейское гетто занимало значительную часть города, этот народ терпел жестокие гонения.
В это время Верховный раввин иудеев Праги по имени Лев обратился к небесам с просьбой подсказать, как ему прекратить страдания своего народа. Ему было велено создать Голема, чтобы тот уничтожил врагов.
Ночью на берегу реки Влтавы он совершил ритуал: вылепил из глины фигуру человека, вместе с вокруг нее, вложил в уста шем (способное оживлять имя Бога, написанное на пергаменте). Сразу после этого Голем ожил. Внешне он был подобен человеку, только имел необычайную силу, не мог говорить, и кожа его была коричневого цвета.
Он расправился с врагами и 13 лет охранял евреев от притеснений. Наконец, евреи почувствовали себя в безопасности.
Конец истории Голема
Голем помогал раввину Льву, выполнял его поручения. Каждую пятницу раввин вынимал шем изо рта глиняного человека, чтобы он не оставался без присмотра в субботу, когда раввин был в синагоге.
Однажды раввин Лев забыл это сделать, и Голем вырвался из дома, круша все вокруг. Раввин вскоре настиг его и вынул шем. Голем уснул навсегда.
Тело глиняного человека подняли на чердак Староновой синагоги в Праге. Раввин Лев запретил подниматься кому-либо туда. Лишь в 1920 году один чешский журналист решил проверить, правда это или нет, и подняться на чердак. Но кроме мусора, там ничего не было.
Несмотря на это, евреи Праги до сих пор верят в глиняного защитника своего народа. Они считают, что каждые 33 года Голем внезапно появляется и исчезает в городе. В чешском городе Познань в честь Голема даже установлен памятник.
Сюжет этой легенды можно найти во многих произведениях искусства. Мотив Голема использован в таких литературных произведениях, как «Голем» Густава Майринка и одноименная пьеса Артура Холичера, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, русская народная сказка о Глиняном Парне. Также о Големе упоминается в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, в романе Умберто Эко «Маятник Фуко», романе «Чапаев и пустота» В. Пелевина и т.д. Сюжет легенды о Големе можно найти в кинофильмах, мультфильмах, песнях и компьютерных играх.
Которого Бог создал из глины.
Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.
Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.
Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.
Легенда
Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.
Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.
Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.
Отражение в культуре
Литература
Западноевропейская литература
В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.
«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.
Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .
Русская литература
В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».
К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .
Поэзия
Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.
Кинематограф
Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .
Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».
В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.
В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.
В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.
Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).
Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.
26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).
Категории:
- Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
- Персонажи фильмов
- Каббала
- Культура Праги
- Вымышленное оружие
- Голем
- Иудаистическая мифология
Wikimedia Foundation . 2010 .