Где находится мир мертвых. Мир живых видит мир мертвых В каком виде существует мир мертвых
МИР "МЁРТВЫХ" Мир, который экстрасенсы называют мёртвым и с которым они так захватывающе общаются экстрасенсы может оказаться не таким уж и мёртвым…Общаясь с потусторонними двойниками, их нетрудно перепутать и с реальными душами умерших…Тем не менее Мире Мёртвых, при определённых условиях, могут "проживать" и реальные души…впрочем… об этом чуть позже….. Тем не менее потусторонний Мир тоже входит в границы пространства нашего Мироздания…т.е.Мира реального…(пространство у нас на всех одно)…Впрочем…так же как и Рай…и Нирвана…куда так медленно и неотвратимо в своей духовной эволюции движется всё наше сообщество….. Согласно предсказанию Ванги, уже более чем через 5 тыс.лет мы как раз и достигнем Границ Вселенной (или Рая)…или…другими словами: физическая материя исчерпает для нас свой ресурс…Вот к этому времени нам ничего не останется делать, как вполне ощущать себя "проживающими" в том Мире, который мы называем сейчас Миром Мёртвых…И действительно…для нас этот Мир пока не освоен…он Мёртвый….. Кроме известных виртуальных персонажей, имеющих внешнее сходство с нашими умершими родственниками, знакомыми, в этом Мире проживают сейчас представители всех высоких цивилизаций…в том числе и той цивилизации, которая создавала уже нашу цивилизацию…. Представители этой (вышестоящей) цивилизации сейчас не имеют физических тел в привычном для нас виде…и, поэтому, общаются с нами во сне (видениях)…Или используют специально для этого заранее созданных материальных биороботов (зелёных человечков)…Используются и виртуальные космические корабли (в виде трансляций изображений кораблей, НЛО, миражей)….. Но с фантомами можно не только общаться (на расстоянии)…Есть мнение, что при совмещении человека с фантомом может получится феномен Джуны…или Чумака…или Копперфильда…нетление мощей…или кого угодно…Может произойти гипноз… телепортация…левитация…Всё зависит от возможностей самого фантома….. Некоторые экстрасенсы обязаны своему "дару" по той причине, что они "совмещены" в какой либо форме с фантомом… Такое "совмещение" может произойти в результате, например, аварии (автокатастрофы)…или…человека придавит…или ударит молнией…(между прочим душа - это тоже некий "аналог"…или разновидность фантома)….. При общении с нами через сны и видения наши Фантомы, которые мы сами создаём у себя внутри общаются с виртуальными Фантомами Мира Мёртвых…Такие живые "фантомы" каждый человек постепенно сам создаёт внутри себя…Так как мы, проживая, постоянно самоидентифицируемся с ними, то мы таких фантомов называем своей душой….. Есть версия, о принудительном присутствии внутри экстрасенса искусственного внешнего Фантома в результате временной потери контроля над своим сознанием…Мысль о таком совмещении виртуального Фантома с человеком сама по себе не нова…Экстрасенсы (совмещённые с фантомами) могут уже свободно и напрямую общаться с виртуальными фантомами (мира мёртвых)….. Здорово всё это?...Здорово…Только есть одно "но"…Главное для людей это не общение с фантомами (или совмещение с ними), а достижение 8-го уровня сознаний -Самадхи…Для естественной и здоровой эволюции в таком совмещении нет особой необходимости…Ведь аналог такого Фантома (в виде души) люди умеют создавать себе сами….. Экстрасенсорные и ясновидческие способности "расположены" лишь на шестом уровне сознаний…Поэтому на Мире Мёртвых не нужно особенно зацикливаться…Немного пообщались с ними…разобрались что к чему…и всё…после этого можно начинать движение к собственной душе…Нечего всё глаза пялить по сторонам (в т.ч.и по астральным)…У вас прекрасная душа…Основной магистральный эволюционный путь - это путь по "обнаружению" своей души…а не души фантома…или даже …других людей….. Те искусственные Фантомы, которые сейчас "проживают" в Мире Мёртвых …они создавались, конечно на время… для помощи нам и…вообще… для оптимизации нашей жизни…А не для того, чтобы зацикливаться на них…Да пусть они что хочешь делают - "лечат" людей на могилах умерших (святых)…или в виде "Ангелов Хранителей"….. И святые и Ангелы Хранители - всё это всё же не мы…Мы - это когда мы на 7- ом уровне сознаний (через йогу) постигаем медитацию…при этом уничтожаем все мысли и образы в т.ч. и фантомов (они теперь только мешать будут)…и занимаемся только формированием своей души…Когда же мы общаемся с фантомами, то мы принимаем участие в формировании самих фантомов…Впрочем…то же самое происходит и с людьми….. Пока у нас нет вполне отчётливой души все программные аспекты нашей жизни висят на тех незримых помощниках, которых мы считаем "святых"…Зачем создавались Фантомы…и какой главный смысл вообще Мира Мёртвых?...Смотрите, мол, люди на Фантомов…может заметите свою душу а, заодно и разберётесь - куда нужно двигать вам в духовной эволюции и как достигать 8- го уровня…… Мы не видим сейчас и не ощущаем тех, кого мы считаем инопланетянами и кто нас создавал…Но, на самом деле пришельцы -это мы…а не они…Потому, что они живут здесь уже миллионы лет (в том виде)…а мы ещё без пяти минут несколько тысяч лет, как появились (в образе людей)…А до этого всё бегали на четвереньках в ужасных формах…Но…что было - то было….. Тем не менее когда нибудь придётся и нам попрощаться с нынешним нашим обличьем в образе человеков…В Мироздании вечного ничего нет…Кем мы тогда станем?... "Прощай человеческое тело…Спасибо тебе за всё…За нашу духовную эволюцию в твоём физическом обличье"….. И ещё сказать: "Здравствуй Мир Живых (а не Мёртвых)"…Мы достигли 8- го уровня сознаний и вполне разобрались как его использовать для себя…Разумеется…искусственных и виртуальных Фантомов там к тому времени уже не будет…Так как к тому времени у всех будет своя душа, то они уже будут не нужны….. Именно в занятиях йогой, где идёт работа над энергиями…а, потом, над построением из этой энергии своей души и кроется весь секрет вашего личного индивидуального бессмертия….. Этот мир бессмертия он будет принадлежать вам…Вот в этом Мире (бессмертия) и можно будет чего хочешь …Хочешь летай себе по воздуху как птица…А, хочешь - мгновенно перемещайся на другой конец Вселенной….. Впрочем…нам некогда уже будет этим заниматься (летать куда то)…Нужно уже нужно будет принимать участие в создании всё новых цивилизаций во Вселенной…Создавая новую цивилизацию…для нас всё повторится как бы заново…Мы снова будем радоваться их физическим радостям….. Мы как своим снова будем огорчаться их ошибкам…поражениям…Учитывая свою историю мы будем давать им прогнозы о будущем…Мы будем помогать им избавляться от греха фашизма…или коммунизма…Так же как родители обычно радуются радостям своих детей…..
В этой рубрике я буду размещать истории из повседневной жизни, которые находятся "за гранью реальности" и не могут быть объяснены с позиций традиционной материалистической идеалогии. А начну ее с истории, которая случилась со мной два с небольшим года назад. Возможно, с вами тоже когда-нибудь происходило что-то подобное и вы поделитесь своими воспоминаниями и переживаниями с другими читателями на .
Итак!
С
лучай, о котором я хочу вам рассказать, был связан с моей мамой. Он произошел на 9 день после ее смерти. До последних дней своей жизни она была моим самым взыскательным слушателем и критиком. Мы много раз сидели вместе и я рассказывал ей о своих исследованиях древних цивилизаций и о том, что человек не умирает, а продолжает жить после смерти тела. Однако, она была воспитана в духе старых коммунистических традиций - в то время, когда происходило гонение на Церковь и детям почти с самого рождения "вдалбливали" идею о том, что Бога нет и после физической смерти человек попадает в небытие и забвение.
Мои усилия убедить ее в обратном всякий раз терпели неудачу. Она требовала у меня неоспоримых доказательств. "Тибетская книга мертвых", многочисленные случаи реинкарнации ее не слишком убеждали.
Что мне оставалось делать? Я стал просить ее, если она уйдет из этого мира раньше меня (ведь никто не может
заранее
знать, в каком порядке Господь призовет к себе людей), найти способ дать мне весточку с Того света.
И вот непоправимое случилось. Она ушла из этой жизни. Казалось бы - ушел человек, его больше нет. Светлая
ему
память
на веки вечные. О чем тут еще говорить? Но было бы плохо, если бы каждый раз все происходило как по шаблону. В случае с моей мамой отступление от традиционного сценария началось уже на Третий день после ее смерти.
Я приехал на дачу. Был обыкновенный, ничем не примечательный летний день. Но он таил в себе нечто непредвиденное. К нашему дачному участку подошли пять бродячих собак и улеглись возле калитки. Они то лежали, то вставали, но не отходили далеко от участка. Первое время даже трудно было осмелиться выйти на улицу. Наконец, часа через два, мы все-таки рискнули и отправились в магазин. Собаки тут же встали и составили нам свиту, мирно шествуя с нами до магазина. Потом они исчезли в неизвестном направлении, будто бы растворившись в небытие.
Все это показалось довольно странным - я даже сосчитал, что собак было ровно столько, сколько умерло в недавнее время моих близких родственников. Но я бы не стал вам рассказывать об этом, если бы не то, что последовало на Девятый день после смерти мамы.
Мы поминали ее на даче и позвали родственников и знакомых, многие из которых были атеистами. Странности начались еще при подготовке поминального стола, когда мы разводили и жгли костер. Несколько раз у меня и брата самопроизвольно звонили мобильные телефоны с высвечиванием номеров, из которых явно следовало, что один из нас звонил другому. Но ни я, ни он не набирали номера и даже не доставали мобильные телефоны. Да и незачем нам было это делать - мы
ведь
были рядом.
Но это еще - "прелюдия". Основные события случились потом - вечером и ночью. Можно конечно сослаться на то, что все мы изрядно выпили. Но это было не так. Выпивки было не много, а свежий воздух не позволял оказаться пьяным. Кроме того, среди нас были непьющие, и они тоже стали свителями случившегося.
Так что же произошло? Я и сам до сих пор удивляюсь, как все это могло случиться. Еще больше удивляется мой брат, профессор, доктор химии, физик и математик. Он до этого случая вообще не верил в сверхъестественное. А тут. Одним словом, был у нас детский (игрушечный) мобильный телефон, который заржавел еще год назад и не собирался работать ни при старых, ни при новых батарейках. Лежал он себе и лежал в доме. Но вдруг, ни с того ни с сего, он начал самопроизвольно звонить (никто к нему не притрагивался). Я сейчас уже и не помню, сколько раз он звонил - как минимум, слышал его трижды. Самый захватывающий и длительный звонок произошел среди ночи - часа в два или три, когда все уже спали. Я "сорвался" с постели и побежал к нему. Не успевши еще как следует проснуться, был охвачен первым порывом - отключить телефон, пока звонок не разбудил всех обитателей дома. Но, как выяснилось позднее, все его прекрасно слышали.
Итак, я добежал до телефона, взял его в руки, он какое-то время продолжал звонить, а потом внезапно звонок прекратился. И все. Больше звонков с этого телефона никогда не было. Нам так и не удалось заставить "заговорить" его снова. С тех пор он лежит немой реликвией среди других вещей.
Мы с братом в ту же ночь стали обсуждать и анализировать случившееся и пришли к заключению, что какая-то вполне реальная, но невидимая (вероятно, энергетическая) субстанция сумела найти слабое место "в цепи" и "замкнуть" заржавевшие контакты телефона. Причем, никаких внешних воздействий на него не было. Ночь была тихой - ни проезжающих поездов, ни машин. На это я сразу обратил свое внимание.
И тогда я вспомнил о своей настойчивой просьбе к маме дать мне весточку из Иного мира. С тех пор я ни на минуту не сомневаюсь, что она смогла (возможно, с чьей-то помощью) ее выполнить. Мои последние сомнения в том, что жизнь после смерти продолжается, рассеялись, как дым. Брат перестал быть "воинствующим" материалистом. Ведь то, что произошло с нами и чему он был свидетелем, не может быть объяснено с позиций материалистической идеалогии.
Как я выяснил на следующий день и совсем недавно, другие люди ощущали в тот вечер еще более явственное присутствие моей мамы. Она присаживалась к ним на кровать, которая слегка прогибалась от этого и слегка дотрагивалась до лежащих. Возможно, этого нельзя делать умершим (кто знает?), но ведь я сам просил ее об этом. Так что это не ее вина (если она вообще есть). Жаль только, что я не ответил на ночной звонок по детскому мобильному телефону. Как-то растерялся. К сожалению, упущенное уже не вернешь.
Мир живых всегда интересовался миром мёртвых. В мифах, легендах, сказках всех народов обязательно фигурируют герои, которые не боялись заглянуть за занавес, отделяющий два мира, и посмотреть: что же за ним происходит? Но учёные воспринимали рассказы о мире, заселённом мёртвыми, как вымысел. Им, чтобы поверить в реальность существования мира мёртвых, нужны были доказательства, и они появились.
В конце XX века на стол учёным буквально посыпались факты, с которыми трудно было поспорить - видеоплёнки, на которых уже не герой детских сказок и не современный экстрасенс, видящий сквозь стены, а любой человек мог, что называется, воочию убедиться в существовании мира мёртвых.
С конца XX века почти одновременно в разных странах на экранах телевизоров люди стали видеть изображения умерших родственников. Вот, например, что произошло с Еленой Никифоровой из Новороссийска б февраля 1990 года: «Я смотрела по телевизору программу «Время». Неожиданно экран покрылся полосами, а потом на нём появилось мужское лицо - как бы в дымке. Оно было неподвижным - что-то вроде фотографии. Я вгляделась в него и закричала от ужаса. С экрана на меня в упор смотрел мой брат Миша, скончавшийся в 1985 году. Спустя несколько секунд, по экрану опять побежали полосы, а затем телевизор вновь стал показывать программу».
Умерший, точнее, умершая неожиданно появилась на экране телевизора в Риге. Большая латышская семья собралась на традиционные поминки по матери главы семьи. Родственники и друзья матери всё прибывали, и квартира уже не могла вместить всех сочувствующих горю семьи. Было решено перенести поминки на дачу, благо она находилась недалеко от города. Через два дня семья вернулась домой, и тут-то и произошла встреча с призраком, появившимся на экране телевизора. Когда включили телевизор, то на его экране явственно проступил белёсый лик почившей бабушки».
В России первые попытки использовать современную электронную аппаратуру для получения изображения мира мёртвых сделала группа питерских уфологов во главе с В. Коробковым. В 1996 году исследователи предоставили фотографии с «того света» участникам российской конференции «Реальности тонкоматериального мира». Прошло несколько лет, и пензенские исследователи решили повторить опыты своих коллег. Но пошли они по другому пути. Вместо того, чтобы усложнять электронную аппаратуру, они стали совмещать её использование со средневековыми магическими обрядами.
При помощи обычной бытовой видеоаппаратуры: телевизора и видеокамеры, Сергею Волкову и Эдуарду Утенкову из пензенской Ассоциации нетрадиционных исследований «Логос» удалось записать на видеоплёнку тени умерших людей.
Произошло это 27 декабря 2002 года. Сначала телевизор настроили на так называемую «белую рябь» - свободный от трансляций телеканал. Напротив него поставили видеокамеру. Затем в полном соответствии со старинным ритуалом создали светящийся замкнутый коридор - установили два зеркала: одно за телевизором, второе - за камерой. Таким образом, получилась замкнутую видеоинформационную сеть, в которую потусторонний «сигнал» из невидимого, потустороннего мира попадал как в капкан. Но, по словам пензенских исследователей, этого было недостаточно для появления призрака на экране. Необходим был резонатор - усилитель процесса, использование которого как бы подтягивало сущности из невидимого, потустороннего мира в мир живых людей. Для этого также использовались элементы древних ритуалов: между видеокамерой и телевизором клали вещи, принадлежавшие покойному или его волосы и ногти.
По словам одного из исследователей - Сергея Волкова, на экране уже удалось получить «тени» умерших: «Они, эти тени, то появляются в профиль, то поворачивают голову, то снова исчезают. У них нет чётких черт лица, а есть всего лишь контуры носа и затылка. При более внимательном просмотре мы обнаружили подобие глазниц. Явление это происходит при полной тишине: ни звука, ни сигнала с того света зафиксировать пока не удаётся. Воспринимать мир мёртвых таким же образом, как и наш, нельзя. На плёнке можно увидеть некие ландшафты, горы и поля. Но всё это «слеплено из иного «теста», по чуждой нам технологии. Иной мир постоянно «дрожит». Это не сплошное пространство, а какое-то по-змеиному извивающееся поле, в котором периодически возникают тени умерших людей».
Почему же люди не видят того, что они живут в окружении «теней» умерших? Почему эти «тени» так редко появляются на заснятых видеосюжетах? Ведь сегодня видеосъёмкой не занимаются только самые ленивые. Причём, для этого не нужна громоздкая кинокамера, как в конце прошлого века, сейчас это легко делают с помощью миниатюрного «продвинутого» мобильника?
Причин может быть много. Во-первых, каждый из нас воспринимает себя только как тело, обладающее головой, руками, ногами. Совсем по-иному могут выглядеть представители мира мёртвых. По воспоминаниям людей, переживших клиническую смерть, они воспринимали себя как небольшие шары, летающие в разных направлениях и легко проходящие сквозь стены. На фотографиях, видеосъёмках такие шары встречаются довольно часто, но рассматриваются как брак на фотоснимках или как досадные помехи на материалах видеосъёмки. Во-вторых, судя по исследованиям учёных, проводимых в так называемых аномальных зонах например хопёрской, энергетические объекты, а к ним можно отнести представителей мира мёртвых, надо снимать на специальных фотоплёнках или видеоаппаратуре, позволяющей отражать объекты, в невидимой для человека ультрафиолетовой зоне спектра.
Чтобы получить на видеоплёнке изображение не чёрного шара, его уфологи называют «чёрной меткой», а человека, каким он был до смерти, вероятно, необходимо соблюдение каких-то дополнительных условий. Практически во всех случаях на экране телевизоров люди видели своих родственников, причём, особенно часто погибших в результате катастроф. Скорее всего, это не случайно. Преобразование шара, являющегося нормальной формой существования людей в мире мёртвых, в сущность, внешне напоминающую человека, может требовать большой энергетической подпитки или ещё каких-то дополнительных условий, например, страстного желания со стороны представителя мира мёртвых. Если такого желания нет, то заставить сущность преобразиться из шара в человека, могут помочь отработанные за много веков, а может быть и тысячелетий, старинные магические ритуалы, об энергетическом значении которых мы можем только гадать.
Михаил Бурлешин
О Смерти
1. В.: Что такое мир Мёртвых?
О.: Смерть – одна из сил Бытия, которая неразрывно связана с Жизнью и непрерывно её сопровождает. Поэтому вопрос о Смерти и о том, что происходит с человеком после покидания им своего физического тела, всегда волновал и продолжает оставаться животрепещущим для людей. На вопрос: «Есть ли жизнь после смерти физического тела?», - религия отвечает – да, наука – нет, в лучшем случае – может быть. Какая она эта жизнь после смерти физического тела, т.е. что ожидает человека в загробном мире, разные религии отвечают по-разному. Наиболее полно путешествия человека после покидания им физического тела описаны в даосизме, буддизме и индуизме. В этих религиях реализован принцип посмертного воздаяния за праведную или неправедную жизнь в физическом мире. Если человек вёл праведную жизнь, то ему уготовано место на Небесах в райских кущах. Если человек вёл неправедную жизнь, то ему придётся пройти один из кругов ада, чтобы очиститься от набранной скверны, перед очередным воплощением в физическом мире. Воплощение, однако, будет и у праведников, и у грешников. Единственное отличие, это в каком физическом теле и в каких условиях. Чтобы выйти из череды воплощений, необходимо следовать определённым правилам. И тогда есть возможность раствориться в нирване, достигая своего конечного счастья. В христианстве и исламе нет череды воплощений. Вернее есть, но только два. Первое – когда человек родился в физическом мире, а второе – на страшном суде, когда Бог осуществил каждому из людей воздаяние по его заслугам. Праведники получают Рай и вечную жизнь в нём. Грешники же получают Ад и вечные мучения в нём. До страшного суда люди находятся в состоянии ожидания без физических тел.
Когда мы говорим о мире Мёртвых, то имеем в виду кое-что другое. А именно ту часть эгрегора человечества, которая построена Личностями и Эго людей, утратившими свои физические тела. Эгрегор человечества можно представить геометрически в виде двух пирамид на поверхности Земли, соединённых основаниями. Одна пирамида смотрит своей вершиной в Небо и является частью эгрегора, которая построена Личностями и Эго людей, имеющих физическое тело. Эту часть эгрегора человечества можно назвать эгрегором Мира живых. Вторая пирамида, вершина которой направлена к центру Земли и которая расположена под поверхностью Земли, и есть Мир мёртвых.
Особенностью Мира мёртвых является то, что он существует лишь благодаря своей тесной связи с эгрегором Мира живых, т.е. Мир мёртвых «висит» на людях, имеющих физические тела, и питается их жизненной силой. Мир мёртвых существует незаконно. Если бы у людей не было Личностей и Эго, то Мир мёртвых не смог бы существовать.
У людей происходила законная эволюция Сознания, высшей ступенью которой на Земле является эволюция физического тела. Однако Личности и Эго, сделав людей биороботами, вовлекли человечество в процесс деградации, которая наиболее ярко проявляется в инволюции Сознания людей и разрушении их Нравственности. Мир мёртвых играет в этом процессе одну из ведущих ролей. Ему нужна для существования жизненная сила физических тел людей. И для её получения Мир мёртвых изобрёл множество способов:
1. убойное питание, при котором люди несколько раз в день закрепляют и расширяют свою связь с Миром мёртвых;
2. уничтожение физических тел людей за счёт войн, экономическими, социальными и политическими методами и способами;
3. поклонение мёртвым богам, мощам, авторитетам и т.д.;
4. удержание людей в эгоистических состояниях.
Самым ужасным для Мира мёртвых является развитие и совершенствование людей, обладающих физическими телами, т.к. оно ведёт к аннигиляции Личностей и Эго. Это прямой путь к освобождению человечества от Мира мёртвых путём его уничтожения. Поэтому главнейшая задача Мира мёртвых – не допустить людей до развития и совершенствования, не дать им аннигилировать матрицу эгоистических состояний, не позволить восстановить человеческую Нравственность и не допустить возобновления эволюции Сознания. Глядя на людей достаточно легко понять - кто не развивается и не совершенствуется – тот и является зомби Мира мёртвых.
2. В.: Какое влияние на нас оказывают наши прошлые жизни?
О.: Говоря о прошлых жизнях, следует помнить, что нашей главной заботой была и остаётся наша теперешняя жизнь. Всё, к чему мы имеем отношение, заключено в ней. Поиски откровений о прошлых жизнях лишь из любопытства являются в лучшем случае поблажкой самому себе, а в худшем ‒ признаком неполноценности.
О.: Большая часть ситуаций этой жизни имеет корни в прошлых воплощениях. Но совершенно не важно, кем ты был в прошлом. Главное, кем ты являешься сейчас с точки зрения Нравственности. По-большому счёту человек не контролирует толком ничего, в том числе и своё физическое тело. Единственное, что целиком зависит от человека - это его поведение. И самым главным для человека является способность оставаться человеческим существом в любой ситуации.
3. В.: Если у мужа мать умерла, связь остаётся?
О.: Конечно, остаётся, более того, закрепляется Миром Мёртвых. А Вы думаете, мёртвые не существуют? Когда начали хоронить умерших в Землю, тем самым привязали людей к Миру Мёртвых и эти связи существуют и активно влияют на жизнь живых людей. Чтобы эти связи не тянули в Мир Мёртвых, необходимо нейтрализовывать их энергиями Любви. Только Божественная Любовь способна усиливать Жизнь и преобразовывать Мир Мёртвых.
4. В.: Как относиться к старым бабушкам, их бывает так жалко?
О.: Адекватно. Надо помнить, что старушки близки к Миру мёртвых. Через жалость, проявляющуюся к старушкам, активно съедается жизненная сила жалеющего. Если бы у бабушек исчез избыток эгоистической энергии, то они стали бы здоровее, моложе и женственнее, т.е. из их тел ушла бы энергия, которая сделала их старыми. Зато увеличился бы приток чистой женской силы. Для гармоничного взаимодействия с бабушками нужно иметь открытое Сердце и трезвую голову.
5. В.: Есть ли связь у Личности с миром Мёртвых?
О.: Личность тесно связана с миром Мёртвых. Мёртвые через неё получают дармовое питание для себя. Им выгодно иметь таких зомбированных коров, которые, поклоняясь миру Мёртвых, добровольно отдают свою силу.
6. В.: Куда девается сознание умерших предков?
О.: Проявляется в новом воплощении в физическом мире.
7. В.: Может ли человек быть бессмертным, т.е. может ли быть бессмертие в физическом теле? Или мы всё-таки должны стремиться к тому, чтобы попасть в рай после смерти?
О.: Если Божественный Дух Бессмертен, а физическое тело создано из эманаций Божественного Духа, то и физическое тело должно быть бессмертно. Значит, чтобы сделать физическое тело бессмертным, нужно его выстраивать по образу и подобию Бессмертного Вселенского Духа . Усилению связи с Божественным Духом сопутствует появление и развитие новых качеств и свойств в физическом теле; резкое уменьшение эгоистических, нечеловеческих тенденций; постепенное одухотворение физического тела и проекция его Божественных состояний на окружающий мир. Задача человека - сделать Рай из данного ему Богом Мира, а не уйти после смерти в лучшее место, оставив после себя помойку. Кстати, ещё нужно разобраться, в какой "рай" уходят после смерти души потребителей, если они, эти души, у потребтелей есть?
8. В.: Что делается с человеком после физической смерти?
О.: Результат зависит от образа бытия. Тот, кто не развивался и не совершенствовался подлежит принудительной очистке и оздоровлению. Он должен быть готов прорабатывать своё эгоистическое поведение в следующем воплощении, если у него, конечно же, ещё осталась хоть какая-то часть сознания. У кого же сознания не осталось – того ждёт Прах. Кто сознательно развивался и совершенствовался, тот продолжит это делать и далее под руководством Бога.
9. В.: Можно ли жалеть умершего?
О.: Надо понимать, что Смерть - это Воля Бога. Жалеть - значит не принимать Волю Бога, противодействовать ей, ухудшая состояние живущих и самого умершего.
10. В.: Какие законы действуют в мире Мёртвых?
О.: В мире Мёртвых, о котором мы говорим, действует потребительство живых до тех пор, пока живые это позволяют делать.
11. В.: Я ощущаю, что уже стара для развития, как быть?
О.: Ничто в мире не фиксировано, и всё возможно. Современные психологи попытались определить ту возрастную ступень, достигнув которой человек перестаёт развиваться. Предел не был найден. Поэтому позвольте своей жизни развернуться и стать такой, какой она сама захочет.
Отношение живых к миру мертвых в архаических культурах обычно определяется понятием культа предков, подразумевающим различные ментальные, ритуальные и вербальные формы почитания, поклонения и обожествления умерших.Между тем, отношения двух миров не полностью укладываются в это понятие: кроме культа, в них явно присутствует страх перед мертвыми, сознание зависимости от них, стремление к поддержанию определенного равновесия между двумя мирами, в котором усматривается гарантия сохранения всего миропорядка. К такому типу отношений более применимо сербское слово страхопоштованье, т.е. почитание, переходящее в страх. Представления о «том» свете и его влиянии на земную жизнь, играющие кардинальную роль в традиционном мировосприятии, не ограничены, так сказать, идеологической сферой — они находят выражение в целой системе обрядовых форм, в конкретных запретах и предписаниях, в языке и фольклоре. В некотором смысле вся традиционная культура ориентирована на потустороннюю перспективу, каждый обряд и каждый конкретный ритуальный или ритуализованный акт поведения (а в такого типа культурах ритуализовано все) предусматривает общение с «тем» миром, узаконенное прерывание границы, отделяющей живых от мертвых; подлинный адресат ритуала (персонифицированный или неперсонифицированный) всегда принадлежит иному миру.
Каким бы ни мыслилось соотношение двух миров — зеркальным или «изоморфным», их автономность, «отдельность» никогда не ставится под сомнение, а граница между ними, разделяющая сферы влияния, всегда является предметом особой заботы. Как эти миры соотносятся — в пространстве, по «объему», по взаимной оценке? Как они воспринимают друг друга? Чего хотят живые от мертвых и чего ждут мертвые от живых? Отношения между ними не могут быть раз и навсегда уста-новлены, они постоянно подвержены испытаниям, пересмотру, нарушению — они нарушаются каждым событием смерти и каждым событием рождения — и требуют периодического восстановления. В данном случае нас будут интересовать те конкретные формы взаимоотношения двух миров, которые сложились в ритуальной практике и отразились в народных верованиях славян, в их языках и фольклоре.
Начнем с того, как в повседневную жизнь человека вписываются представления об ином мире. Здесь следует различать две стороны вопроса. Первая касается будущего посмертного существования конкретного живого человека, субъекта верований и поступков. В этом отношении заслуживают внимания прежде всего некоторые запреты (реже — предписания) и представления о грехе, в основе которых лежит убеждение, что все совершаемое человеком в земной жизни так или иначе найдет отражение в его жизни загробной. Например, считается опасным оставить недоеденным кусок хлеба — по украинским поверьям, он будет на «том» свете гоняться за тобой ; опасно ронять на пол крошки хлеба — словенцы верят, что душа человека будет столько лет мучиться на «том» свете, сколько крошек он уронил и растоптал. Полесские крестьяне, вынув хлеб из печи, спешили положить туда полено, «чтобы была кладочка (переход, мостик) на том свете, як помрешь». Народные представления о грехе, сформировавшиеся в значительной степени под влиянием христианства (подробнее см.: ), включают целый реестр соответствующих друг другу земных прегрешений и посмертных воздаяний за них (ср. рус. смолен. «Што ни заслужишь на етым свети, на тым получишь» ). Согласно этим представлениям, женщины, умертвившие своих детей, обречены на «том» свете поедать их тело (кровавое мясо); ведьмы, отнимавшие молоко у коров, в аду изрыгают его из себя; те, кто оставляли на поле залом, чтобы нанести порчу хозяевам, на «том» свете крутят солому; пьяница будет бочкой смолу возить и пить ее; тот, кто крал, на «том» свете будет носить на спине все украденное и т.п. По восточнославянским (белорусским, полесским) поверьям, на «том» свете перед каждым на столе выставлены его «добрые дела» — то, что он при жизни отдавал другим (в том числе подавал нищим) или делал для других. Таким образом, соблюдение правил, предписаний и запретов позволяет еще при жизни обеспечить себе благополучное загробное существование и, наоборот, нарушение запретов и правил обрекает человека после смерти на муки и наказания.
Второй аспект темы касается не способов обеспечения личного благополучия после смерти, а «безличной» ориентации всего жизнеустройства социума и поведения каждого его члена на удовлетворение потребностей и условий обитателей потустороннего мира. Здесь также можно указать немало примеров, когда запреты и предписания земной жизни мотивируются интересами иномирных адресатов. В том же примере с хлебом может действовать примета: если упадет со стола кусок хлеба, то значит, на «том» свете кто-то (возможно, родственник) голоден, остался без хлеба и т.п. Белорусы считали необходимым, вынув хлеб из печи, поскорей облить его холодной водой, чтобы в аду для душ не жалели воды . Общеизвестен запрет женщинам-матерям есть яблоки до Спаса (Преображения), мотивируемый в народе тем, что их умершие дети на «том» свете будут лишены этого угощения. Известны запреты в поминальные дни и некоторые праздники белить стены дбма из-за опасения «замазать глаза» покойникам или прясть, чесать шерсть, подметать пол и т.п., иначе «засоришь глаза» мертвым; сновать, иначе «заснуешь дорогу дедам»; шить, чтобы не зашить глаза предкам; выливать воду во двор, так как можно облить «гостей», танцевать -затопчешь родителей» и многие другие. В Полесье, когда впервые после похорон собирались белить дом, шли на кладбище и покрывали могилу скатертью, чтобы «не закапать глаза покойнику» (Ровенская обл.). Особая забота о зрении покойников (проявляющаяся и в поминальных ритуалах) объясняется представлением о «том» свете как царстве тьмы или мрака.
Однако главным регулятором отношений между мирами выступает, безусловно, ритуал, в первую очередь сам погребальный обряд и специальные поминальные обряды, в которых каждый акт имеет целью обеспечить потребности умерших родственников и всех покойников в целом, чтобы тем самым уберечь живых от грозящих им неприятностей со стороны загробного мира. Уже при похоронах умерший снабжается необходимой одеждой, в которой ему предстоит пребывать на «том» свете, едой (клали в гроб пироги или хлеб, яйцо, яблоко, орехи, конфеты и др., южные славяне часто оставляли в гробу или в могиле вино), деньгами (чтобы заплатить за переезд или переправу по воде) и другими нужными ему предметами (старики — тростью, курившие — трубкой и табаком, дети — пеленками и игрушками и т.д.); для покойного непременно зажигают свечу, чтобы осветить ему путь на «тот» свет, ему развязывают ноги, чтобы он мог передвигаться (тем, кому забыли это сделать, приходится на «том» свете прыгать, как спутанным лошадям). Особой заботой окружается душа человека: для нее ставится у изголовья умирающего или на подоконник вода, чтобы она могла обмыться, вывешивается полотенце, чтобы она могла утереться, отворяется дверь или окно, чтобы она могла вылететь, покрываются крышкой сосуды с водой, чтобы она не утонула в воде и не задержалась в доме, завешивается зеркало, чтобы она не осталась в нем, и т.д. Крестьяне Смоленской обл. в течение 40 дней после смерти оставляли умершему на ночь еду и «стелили постель»: застилали полотенцем лавку, на которой он лежал, на полотенце ставили воду и клали хлеб, а снаружи на дом вывешивали ленту или лоскут, по которым душа должна была найти свой дом .
Специальные меры принимались для того, чтобы предотвратить возвращение умершего в дом вне установленного времени: для этого выносили гроб через окно, возвращались с кладбища другим путем, чтобы «запутать дорогу», и т.п.
В поминальные дни и многие календарные праздники соблюдается множество запретов, объясняемых интересами умерших, и совершаются специальные ритуалы, адресованные им. Несоблюдение этих запретов и ритуалов влечет за собой семейные распри, падеж скота, неурожаи и прочие наказания и несчастья. По верованиям белорусов, «весной, вместе с оживанием природы, с пробуждением ее от зимнего сна, оживают и души мертвых и выходят из тесных гробов на вольный свет. Полагают, что они нуждаются в пище и питье, что они едят и пьют, но редко: три-четыре раза в год с них вполне достаточно. Для удовлетворения этой потребности и в знак уважения к предкам периодически устраиваются поминальные столы, по-белорусски — дзяды» . Для мертвых в поминальные дни готовили обед или ужин с множеством блюд (иногда предписывалось их число, например, 12), приглашали их особым церемонным образом (выходя к воротам, на крыльцо, подходя к окну или к двери, протягивая им угощение и призывая их высоким голосом), оставляли им место за столом, ставили для них на столе (или на окне, возле икон) рюмку и отдельный прибор, откладывали или отливали им на тарелку, на стол или под стол понемногу от каждой еды; не убирали на ночь еду и посуду со стола, чтобы покойники могли ими воспользоваться; вывешивали им полотенце, чтобы они могли перед трапезой помыть руки; не закрывали в домах двери; выносили во двор и развешивали для умерших одежду и т.п. На Русском Севере на поминках в день похорон прибор для умершего ставили на печке, «чтобы он [покойник] обогрелся» .
Белорусы готовили умершим на деды баню: перед ужином сами мылись в бане и, когда все перемоются, ставили на полок ведро чистой воды с веником — для дедов; так непременно нужно делать, по утверждению крестьян, потому что умершие моются всего только четыре или пять раз в году и только на это время их отпускают; если кто из моющихся в эти дни в бане слишком там замешкается, то их просто выгоняют оттуда, говоря: «пуститя ужо покойников» или брал горшок с остатками кутьи, пятился задом к двери и говорил: «Деды, деды! Поели кутьи, идите домой», после чего открывал дверь, бросал горшок во двор и быстро захлопывал дверь . «Родителей» приглашали также на рождественский ужин, на масленицу «заговляться» (первый испеченный блин клали на окно или на божницу, подвешивали к крыше) и в другие праздники.
Все эти приготовления и обряды совершаются в убеждении, что в эти дни умершие приходят к живым, в свои дома, к своим родственникам. По верованиям русских Заонежья», «личный» ангел каждого покойника доставлял его домой на поминки в течение года, после этого срока души домой не приходили . Пришедших в свой дом предков можно было увидеть с помощью различных магических приемов. Для этого, по белорусским верованиям, нужно сесть на печку и просидеть там целый день, ничего не евши и ни с кем не говоря, тогда вечером увидишь, как покойники садятся за стол, при этом узнаешь даже, что они при жизни своей украли, так как все это они потащат за собой. Можно после ужина ночью сесть на пол, не спать и не говорить, тогда увидишь тех, кого поминали. Можно также увидеть мертвецов за столом, если посмотреть со двора через окно; однако тот, кто сделает это, больше года не проживет . Русские, чтобы увидеть покойника в сороковой день, также заранее забирались на печку и оттуда смотрели через хомут или, одевшись в шубу левой стороной вверх, смотрели сквозь решето на место, приготовленное для покойника: если удавалось увидеть покойника, это означало, что родственники хорошо молились за него . По украинским верованиям, чтобы увидеть умерших родителей, надо запрячься в конскую упряжь . Болгары Пловдивского края, чтобы увидеть души, держали над водой зеркало, пока в нем не появится отражение, или подвешивали зеркало над колодцем, однако это считалось опасным и для мертвых, и для живых . Украинцы полагали, что способность видеть мертвых можно приобрести, если в полночь перед Навской пасхой (Пасха мертвых, четверг пасхальной недели) надеть на себя рубаху, вытканную из отходов от чесания волокна , а по рассказам смоленской крестьянки, чтобы увидеть пришедших на поминки покойников в сороковой день после смерти ее свекрови, ей советовали надеть на себя еще не мытую, по местным обычаям, рубаху покойницы и тихо стоять, не откликаясь ни на что . На Русском Севере на поминках сорокового дня носили вокруг стола маленьких детей и спрашивали, «видят ли они тату, дядю, тетю и т.п. Если дети повторяют последние слова, то значит, они видят незримого гостя» . В Полесье, на Житомирщине, нам рассказывали, что не раз в поминальные дни видели, как покойники вечером, в темноте, потихоньку спускались с кладбищенского холма растянувшейся процессией к деревне, их движение можно было наблюдать по колеблющимся в такт шагов огонькам свечей, которые они держали в руках. Известны также поверья о том, что предки в пасхальные дни собираются в церкви на службу, и там их можно увидеть с помощью специальных приемов (обычно ночью). Кроме поминальных дней, видеть мертвых, слышать их голоса и говорить с ними может лишь тот, кто находится на смертном одре.
Покойников, навещающих свои дома в поминальные дни, можно не только увидеть, но и услышать. У белорусов популярны рассказы о том, как деды «мстят» тем родственникам, которые не приготовили им поминальный ужин, — ночью ходят по хате, стучат в окно и т.п. В некоторых районах Болгарии в троицкую субботу, когда покойники должны были возвращаться на свои места после пребывания среди живых, женщины приносили в церковь ореховую листву, устилали ею пол, становились на колени или ложились на нее (иногда лицом вниз), веря, что умершие находятся под листьями или идут по ним; нельзя было смотреть наверх, чтобы не спугнуть мертвых, которые, увидев родных, могли не успеть вернуться в свои могилы; следовало хранить молчание, чтобы услышать, как мертвые идут. У восточных славян известны поверья о мифической стране рахманов, куда сплавляют по реке яичную скорлупу, чтобы сообщить о наступившей Пасхе; если же в день Рахманскдй пасхи приложить ухо к земле, можно услышать, как в стране рахманов звонят колокола, однако услышать это может только праведный. Обнаружить свое пребывание покойники могли и следами, оставляемыми на песке или на рассыпанной муке в доме, об их приходе судили по тому, смята ли приготовленная им накануне постель, и т.п.
В другие поминальные дни и праздники общение с умершими происходит, так сказать, на их территории, когда живые приходят к мертвым, посещая кладбища, приносят еду, расстилают на могилах скатерти и устраивают трапезу, оставляют еду покойникам, закапывают в могилы яйца, блины и другую еду, поливают могилы водой и вином, зажигают свечи, окуривают могилы, украшают их цветами, листьями, у восточных славян также полотенцами, фартуками и т.п. Согласно верованиям, умершие предки на «том» свете видят лишь благодаря свету, который доходит до них от поминальных свечей, и питаются лишь тем, что им готовят и приносят родственники в поминальные дни. Сербы верят, что перед каждым покойником на «том» свете стоит стол, на котором лежит только то, что родные принесли ему на задушницу (на помин души). Белорусы в поминальные дни, однако, опасаются оказаться на кладбище в полночь, так как, по их поверьям, в это время все мертвые «встают и выходят из гробов своих; если бы кто-нибудь из живых на эту пору остался на кладбище, то мертвые непременно задавили бы его и снесли в могилу» .
Кроме «кормления» предков, известны и другие формы общения с ними. Так, у южных и восточных славян, а также кое-где в Польше известен обычай «греть покойников», т.е. возжигать костры, жечь стружки или солому, чтобы обогреть умерших. Это могла быть часть поминального ритуала или календарного праздника (весной или на святки). Иногда возжигание костров могло мотивироваться необходимостью осветить путь мертвым, приходящим на землю с «того» света.
Общение с миром мертвых может осуществляться не только ради благополучия умерших, но и в интересах живых, которые ищут у обитателей загробного мира помощи и защиты от напастей и бед. К покойникам, особенно к утопленникам и висельникам, обращаются с просьбой отвести от села градовую тучу или прекратить засуху . Даже имена умерших обладают, по народным представлениям, магической силой. Так, по полесским поверьям, при встрече с волком надо назвать имена трех (или девяти) умерших родственников, тогда волк не тронет . При встрече с русалкой также надо «читать молитвы и мертвых вспоминать». В случае пожара рекомендуется трижды обежать дом, выкрикивая имена двенадцати утопленников, тогда якобы огонь не распространится, а пойдет столбом вверх .
Один из самых главных каналов сообщения между «тем» и этим светом — сон, который трактуется в народной культуре как временная смерть. Во сне граница между мирами становится проницаемой с обеих сторон, спящий может встретиться со своими умершими родственниками двояким способом — либо они силой сна оказываются перенесенными в земную обстановку, либо спящий оказывается перенесенным на «тот» свет, и общение происходит на территории мертвых. Последнее особенно характерно для так называемых обмираний, т.е. летаргического сна или глубокого обморока, когда, по поверьям, душа спящего пребывает на «том» свете и наблюдает загробную жизнь, встречает своих родственников и т.п. (подробнее см.: ). Нередко попавший на «тот» свет живой человек получает там какие-то сверхъестественные знания и способности, которые он после пробуждения применяет в своей земной жизни. Иногда (особенно у восточных славян) в рассказах об обмираниях попавшему случайно и преждевременно на «тот» свет человеку сообщают точное время его смерти или другие важные сведения, которые ему, однако, по возвращении на землю (по пробуждении) не позволяется раскрывать под угрозой смерти. В обычном сне нередко приснившиеся покойники (особенно те, кто недавно умер) высказывают оставшимся в живых родственникам свои претензии, жалобы, просьбы и пожелания. По полесским рассказам, покойники могут жаловаться, что им не положили в гроб каких-то необходимых им вещей (например, одежды), что их погребли в сыром месте, и они лежат в воде, что им не устроили положенных поминок и т.п. В таких случаях живые всегда откликались на нужды умерших, например, шли на кладбище, разрывали могилу и убеждались, что, действительно, гроб плавает в воде. Если же нужно было передать нечто на «тот» свет по просьбе умершего или по желанию живых, то сделать это можно было при погребении нового покойника, достаточно было положить в гроб или закопать в могилу требуемый предмет. Еще одним каналом связи с умершими могло служить дерево: по верованиям крестьян Ростовской обл., если что-либо бросить в дупло старого, почитаемого в округе дуба, то оно «прямо попадет на тот свет»; если хотели от чего-нибудь избавиться насовсем, бросали в дупло (запись Т.Ю. Власкиной) . Надежным способом передачи чего-нибудь покойнику повсеместно считается дарение нищему (ср., например, ).
Во многих традициях принято было во время похорон передавать с покойником на «тот» свет своим ранее умершим близким приветы, пожелания и сообщения о важнейших новостях семейной жизни. Такая «корреспонденция» на тот свет могла иметь устную или письменную форму, но часто она содержалась в причитаниях и оплакиваниях покойника. Например, в русском вологодском причитании по матери дочь просит ее передать привет ранее умершей сестре и рассказать ей о том, как без нее живут ее дети-сироты: «Ой, ты пойдешь-то ведь, мамушка, / Ой, ты пойдешь ведь, родимая, / Ой, по тому свету белому. / Ой, ты увидишь ведь, мамушка, /Ой, ты увидишь, родимая, / Ой, ты родимую сестрицю — / Ой, да скажи-ко ты, мамушка, / Ой, да скажико, родимая, / Ой, от меня, от горюшици, / Ой, да поклонники низкие! / Ой, об родимой-то сестрице, / Ой, шибко я стосковалася, / Ой, шибко я сгоревалася! / … Ой, ты, родимая сестриця, / Ой, ты не знаешь ведь, сестриця, / Ой про своих малых детонёк! / Ой, твои малые детоньки, / Ой, всё живут-то без маменьки, / Ой, да живут без родимыя! / Ой, им всего навидатися, / Ой, да всего наприматися, / Ой, им босым находитися, / Ой, голодным насыпатися, / Ой, без родимыя мамушки!» .
Интересным способом сообщения с иным миром, обмена информацией был, например, не приуроченный к поминальному обряду псковский ритуальный «плач с кукушкой»: по местным верованиям, в облике кукушки душа умершего прилетает с «того» света домой навестить своих родных, ей же передают вести для обитателей «того» света. Женщина, желающая поговорить со своим умершим мужем, сыном, матерью, дожидается лета, прилета кукушки, идет в лес, на болото, в поле и, услышав кукование, начинает причитать: «Шерая моя жалкая, / шерая кукушечка! / Что ж ты прилятела, закуковала? / Что ж ты мне принесла, какую весточку? / Ти ‘т моей дочушки-кукушки, / Ти ‘т родителки-матушки?» .
До сих пор речь шла о формах общения между миром живых и миром мертвых, направленного главным образом в одну сторону — от живых к умершим. Но и потусторонний мир имеет свои способы и свои каналы сообщения с земным миром. На земле есть «представительства» и локусы «того» света. «Агентами» загробного мира среди живых, кроме законно посещающих их в назначенные дни душ умерших предков, являются представители так называемой низшей мифологии, демоны, генетически тоже покойники, но отличающиеся от душ тем, что они принадлежат умершим «не своей», а насильственной смертью, или же происходят от самоубийц, некрещеных детей, покойников, при погребении которых был нарушен ритуал, и т.п. В отличие от душ, локализованных в пределах иного мира, соблюдающих демаркацию границ и лишь в установленное время пересекающих ее, демоны пребывают на самой этой границе, не находя постоянного пристанища ни в пространстве живых, ни в пространстве мертвых. К этому типу «агентов» принадлежат и так называемые ходячие покойники, навещающие своих близких, — матери, приходящие кормить грудью детей, мужья, посещающие своих жен по ночам, и т.п.
Локусом иного мира не земле является прежде всего кладбище, где обитают умершие и где они «поджидают» новых обитателей (душа последнего погребенного на кладбище сидит или висит на кладбищенских воротах и ждёт — полес. стоит на варте, т.е. на страже, — когда ее сменит очередной новосел). Отсюда мертвые периодически, в определенные календарные сроки, совершают свои вылазки в пространство живых, и сюда они потом возвращаются.
Граница между мирами, составляющая предмет особой заботы и постоянного внимания живых, имеет не только топографическое, но и временное содержание. Если в локативном выражении граница — это прежде всего вода, водные преграды и источники, реки, колодцы, даже сосуды с водой, которые закрываются или опорожняются в момент смерти (подробнее о воде как границе миров см.: ), а также межи, перекрестки, развилки дорог, сами дороги и т.д. (в представлениях о загробном мире границей часто служит также гора, а из других «вертикальных» рубежей — дерево), то временная граница получает обозначение и в суточном, и в годовом (календарном) циклах. Известно мифологическое осмысление полночи и ночи вообще, полдня, восхода и захода солнца; известно и осмысление изоморфных им в годовом круге точек и периодов (Купала, святки и т.п., см.: ), весеннего периода , трактовка больших праздников с характерными для них запретами и их мотивировками и т.д. В народном календаре эти периоды (особенно святки и весенний период от Пасхи до Троицы) бывают отмечены особыми ритуалами, рассчитанными на то, чтобы не навлечь на себя недоволство «гостей», задобрить их, заручиться их поддержкой или отвлечь их внимание. Заслуживают упоминания также временные ограничения, относящиеся к погребальным и поминальным обрядам, например требование хоронить до захода солнца, до полудня и т.п. У русских в Заонежье было принято ходить на кладбище только до полудня, и это объяснялось тем, что «покойник только до обеда ждет», «с обеда у них там свой праздник» . Прерывание границы между мирами наступает и каждый раз, когда происходит рождение на свет нового человека и когда наступает смерть. Согласно одному тамбовскому свидетельству, если ребенок при рождении не обнаруживает признаков жизни, то повитуха начинает его пригудатъ, т.е. говорит: «Наш, наш, наш» , тем самым магически подтверждая, что ребенок преодолел опасную границу между «чужим» и «своим» миром и принадлежит пространству жизни.
Таким образом, «формула сосуществования» двух миров предусматривает их независимое существование и строго определенные способы взаимодействия между ними, соблюдение временных и пространственных ограничений, исполнение необходимых ритуалов, направленных на поддержание границы и обеспечение благополучия как живых, так и умерших.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Заглада Н. Харчування в с. Старосшп на Чержпвщиш // Матер1яли до етнологп. Килв, 1931. [Т.] 3. С. 182.
Federowski М. Lud biatoruski па Rusi Litewskiej. Krakdw, 1897. Т. 1.
Толстая СМ. Грех в свете славянской мифологии. // Идея греха в еврейской и славянской народной традиции. М, 2000.
Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914. С. 381.
Листова Т.А. Похоронно-поминальные обычаи русских // Похоронно-поминальные обычаи и обряды (Библиотека Российского этнографа). М., 1993.
Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.
Причитания Северного края, собранные Барсовым. СПб., 1997. Т. 1.
Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1890. Т. 1.4.2.
Пахаванш, пам1ню, галашэнш. (Беларуская народная творчасць). Мшск, 1986. С. 178.
Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
П. Гринченко БД. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1895. Вып. 1. С. 42-43.
Пловдивски край. Етнографски и езикови проучвания. София, 1986. С. 273-274.
Боряк Е.А. Традицонные знания, обряды и верования украинцев, связанные с ткачеством (середина XIX — начало XX в.). Кандидатская диссертация (рукопись). Киев, 1989. С. 159.
Толстые Н.И. и СМ. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1981.
Полесский этнолингвистический сборник / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1983. С. 135.
Полесский архив Института славяноведения РАН. Москва.
Живая старина. 1999. № 2. С. 22-29.
Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 184.
Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховьев Кокшенги (Вологодская область). М., 1980. С. 103.
Разумовская Е.Н. Плач с «кукушкой». Традиционное необрядовое голошение русско-белорусского пограничья // Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1984. С. 162.
Mencej М. Voda v predstavah starih Slovanov о posmrtnem ftvljenju in Segah ob smrti. Ljubljana, 1997.
Толстой Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой и Т.Е. Янко. М., 1997. С. 17-27.
Агапкина Т.А. Поминальная тема в пасхальных и троицких верованиях, ритуалах и календарной терминологии // В печати.
Махрачева Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах Тамбовской области. Кандидатская диссертация (рукопись). Тамбов, 1997. С. 71.
Толстая Светлана Михайловна — д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
2000 г. С.М. Толстая