Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения
МАДОУ «Детский сад № 000»
Логопедическая коррекция нарушения слоговой структуры слов у детей с речевыми проблемами.
Выполнила учитель-логопед
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
С каждым годом учителями-логопедами отмечается увеличение количества детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для логопедической коррекции является нарушение слоговой структуры слов.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонема тического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.
Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, до 3 – 3,5 лет они, как правило, самоустраняются, а к 6 -7 годам дети умеют произносить слова любой сложности. В случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием.
Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова характерны для детей с моторной алалией, выраженной дизартрией, в отдельных случаях с ринолалией, широко распространены у детей с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития.
Нарушения слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская ).
Нарушения в воспроизведении слогового состава слова проявляются в виде:
1.Нарушения количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2.Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3.Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4.Уподобления слогов.
5.Персеверации (циклического повторения).
6.Антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
7.Контаминации (смешения элементов слова).
Работа на вербальном материале:
Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний ).
Коррекционный этап - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Уровень гласных звуков : произнесение звука столько раз, сколько точек на кубике; произнесение звука столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши; пропевание серий звуков с четкой артикуляцией; повторение звуков за логопедом; слуховой и зрительный диктанты и т. п.
Уровень слогов : составление всех возможных слогов из предложенных букв; нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); называние ударного слога в цепочке услышанных слогов; чтение цепочек слогов; чтение или повторение за логопедом серии слогов и т. п.
Данные виды заданий целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
Уровень слова : игра «Телеграф» («передать» слово, отстучав количество слогов); ударение мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; деление слов на слоги с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); объяснение сложных слов (значение слова пароход, из каких двух слов оно образовано); чтение слов с отхлопыванием ритмической структуры слова; выбирание слогов из таблицы и составление слова; образование новых слов из первых слогов двух слов (чайник + капуста = чайка); придумывание слов, оканчивающиеся на – ЧОК и т. п.
1.Двусложные слова из открытых слогов (вата).
2.Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
3.Односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак).
4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).
5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).
6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник).
7.Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок).
8.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).
9.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
10.Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).
11.Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).
12.Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания и закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там).
Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи . Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий создаются различные игровые ситуации.
Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями эффективна при условии систематизированного поэтапного проведения занятий, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этим условиям мной были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
Литература:
1.Агранович работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс,2001
2.Большакова нарушения и их преодоление. М: Сфера, 2005.
3.Гаркуша. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М-В: 2003.
4.Гаркуша -педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Сфера, 2007.
5., Ванюкова слоговой структуры слова М: Сфера, 2009.
6.Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи. М: Аквариум, 1995.
7.Ткаченко нарушений слоговой структуры слова М: 2004.
8.Четверушкина структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006.
Приложение
Примеры упражнений, используемые на разных этапах формирования слоговой структуры слова.
Упражнение «Закончи предложение».
1. Учить чётко проговаривать двусложные слова из открытых слогов.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игры: Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Дети смотрят (что?) кино.
Маме подарили (что?) духи.
У Тани болит (что?) нога.
Из крана течет (что?) вода.
Аня купила (что?) кофе.
Катя пришила зайцу (что?) ухо.
После весны наступает (что) лето.
В конюшне стоят (кто?) кони и т. п.
Упражнение «Назови один предмет».
1.Учить чётко произносить односложные слова при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа .
2.Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.
Логопед: Ребенок:
Коты - кот
Дубы - дуб
Меха - мех и т. п.
Упражнение «Вместо двух - одно».
1.Учить чётко произносить трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
2.Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по аналогии.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?».
Логопед: Ребенок:
Везде ходит. Как называется этот предмет? Вездеход.
Бензин возит - бензовоз.
Землю копает - землекоп.
Листья падают - листопад и т. п.
Упражнение «Образуй слова».
1.Учить чётко произносить многосложные слова из открытых слогов при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2.Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры: Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Сапоги из резины - резиновые сапоги
Суфле из малины - малиновое суфле
Листики рябины - рябиновые листики
Пижама в полоску - полосатая пижама
Насекомое с ядом - ядовитое насекомое
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя - логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
В данной работе представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по проблеме и наличном педагогическом опыте авторов.
Типы нарушений слоговой структуры слова. Маркова А. К. выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «ге-бемот» - бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога:
Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.
4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы:
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога)
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» -ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов):
«кабудка» - конура+будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
Подготовительный, цель которого - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
Собственно коррекционный, цель которого - непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям: 1) формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
2) развитие временно-пространственной ориентировки; 3) развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.
1. Ориентировка в собственном теле
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот - впереди, спинка -сзади. Где животик? Где спинка?).
«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. - «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»).
«Собери сказку» (Перед ребенком - набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
«Найди клад» (ориентировка по схемам).
«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно - пространственной ориентировки.
«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу - ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последов ател ь н ости)
III. Развитие динамической и гемпо-ритмической организации движений.
Направления работы: 1). Совершенствование движений общей моторики.
2). Совершенствование мелкой моторики. 3). Развитие артикуляционной моторики. 4). Развитие чувства темпа. 5). Формирование чувства ритма.
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемо-сти движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из 2, затем из 3 - 4 движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели - встали, сели - встали, ... 2) Руки в стороны - на пояс, в стороны - на пояс, ...3) Нога вперед - назад - в сторону, вперед - назад - в сторону.
«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки - ладошки, ... 2) Колечки -ушки - рожки, ... 3) Пальчики здороваются.
Артикуляционные упражнения. Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» - «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» -«Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно - кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
«Мышка и кошка» Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары - быстро, как мышки, на редкие - медленно, спокойно, как кошка.
«Кулачки - ладошки» Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по
другому слегка:
Стук - стук, стук - стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними
весело бьют:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук - стук - стук, стук - стук - стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.
Формирование чувства ритма Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакценти-рованные доли - предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно - кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
1. «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок - большая туча -громкий хлопок, маленькая тучка - тихий).
2. Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета - например, красный - желтый - красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование 2-3 геометрических фигур, различных предметов).
3. Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» - большая капля - длинный хлопок, маленькая капелька - короткий).
4. Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки». У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук - тук - тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я. Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «....» Взрослый продолжает: «Ну - ка, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
Уровень гласных звуков;
Уровень слогов;
Уровень слов;
Уровень коротких предложений;
Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
Произнесение ряда из 2, 3 и более звуков: 1) в сопровождении символов («Человечки - звуки»); 2) без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же - с опорой на наглядность и без нее - на слух).
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
«Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит 1 - 2 (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
Встать, когда прозвучит ряд из 2 (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами
С общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» - имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы):
С общим гласным (ка - та - ма - ва);
Обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
Закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
Прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);
Слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
S «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
S Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
^Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко, ко, ко-ко. ко-ко-ко).
Работа над словом
Маркова А. К. выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
1. Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные (дом, мак).
4. Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
8. Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
1 1. Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
12. Односложные со стечением в конце слова (зонт).
13. Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно - переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой Структуры
Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове - ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
Слоговые линейки.
Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме -3 дома с разным количеством этажей - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак - 1 слог, петух -2, лягушка - 3 слога).
«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом - слова с из одного слога, в замок - двусложные слова, в избушку - слова, состоящие из 3 слогов).
«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1,3,4) слогов).
«Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них. например, СА _ ; СА__).
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова - в вагон с одним окном - односложные слова, с двумя -двусложные и т.д.).
«Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1 - 4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий... (еж); воздушный... (шар); хитрая... (лиса)).
«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.)
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами
Литература
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2001.
2. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА. 2007.
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно - методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007
5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2004.
6. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ - М.. 2005
7. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. -СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
8. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Гном и Д», 2001.
В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.
Логопед должен знать , как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования - не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребенка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов :
а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
Опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации
Увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов в слове :
Перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
Перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажения структуры отдельного слога :
Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).
Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
4. Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
По типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития. Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:
Первый уровень - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).
Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер - «аней»).
Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса - «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.
Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ.
Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах:
1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь»),
2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак - «пиждак»),
3) элизии (бегемот - «бимот»),
4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»),
5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»),
6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).
Филичева отмечает , что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры. У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой.
Говоря о факторах , вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.
Таким образом , искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.
А.К. Маркова констатирует , что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков Автор утверждает, что изолированное произнесение звука и произнесение его в составе слова представляют для ребенка с недоразвитием речи задачи разной трудности. Даже при наличии правильного произнесения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно. Причем чем сложнее слоговые структуры, тем многочисленнее искажения звуков, т.е. умение произнести имеющиеся звуки в составе слов, тесно связано с уровнем сложности слоговой структуры. Воспроизведение заданной ребенку слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее: если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произносимых звуков, то он правильно произносит ее и из дефектных.
У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаотических поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений слоговой структуры у детей со стертой дизартрией.
В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазова «Возрастная фонетика» (2005 г.) отмечается, что у одних детей раньше формируется ритмическая структура слова, а у других сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствительности. Так, при преимуществе кинестетической чувствительности раньше усваивается ритмическая структура слова. У детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. Фонетические слоговые представления и представления фонетических ритмических структур обеспечиваются афферентацией различной физиологической модальности: кинестетической, акустической, вестибулярной, тактильной и зрительной, что должно учитываться при коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства речи.
При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К. Марковой. Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.
Типы слов (по А.К. Марковой)
1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов
лыжи - ваза - бусы -
пила - рама - коза -
2 класс - трехсложные слова из открытых слогов
собака - береза -
корова - ворона -
курица - сапоги -
3 класс - односложные слова
сыр - лук -
мак - кот -
мяч - рак -
4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом
петух - пенал -
лимон - щенок -
шалаш - забор -
5 класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова
кукла - туфли -
шишка - чашка -
лодка - бочка -
6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных
арбуз - чайник -
обруч - поднос -
альбом - медведь -
7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом
барабан - колобок -
самолет - помидор -
телефон - колодец -
8 класс - трехсложные слова со стечением согласных
яблоко - конфеты -
шахматы - рубашка -
колбаса - бутылка -
9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
карандаш - виноград -
цыпленок - автобус -
кузнечик - сапожник -
10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных
матрешка - пустышка -
избушка - морковка -
игрушка - расческа -
11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова
флаг - слон -
хлеб - тигр -
гриб - лист -
12 класс - двхсложные слова с двумя стечениями согласных
звезда - спички -
гнезда - блюдце -
свекла - трактор -
13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов
кукуруза - пуговица -
черепаха - Буратино -
ящерица - рукавица -
Кроме слов , входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.
Данные изучения слоговой структуры детей с нарушениями речи показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.
Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.
Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети с нарушениями речи либо отказываются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звуко-слоговую структуру, что слово становится полностью искаженным. Логопед визуально отмечает трудности в артикуляционной моторике: кинестетические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Большинство детей со стертой дизартрией не могут произносить слова сложной слоговой структуры в предложении, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и из-за снижения слуховой памяти на последовательный линейный ряд.
Так, практически все дети не справляются с заданием повторить предложение:
На сковороде жарятся котлеты.
Весело журчат весенние ручьи.
Учительница учит учеников.
Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).
Нарушения , выявленные при исследовании ритмических способностей детей, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей - правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом трех сложные слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов.
При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10-13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков.
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!
Ф акты ….
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.
Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!
Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.
Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).
По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:
- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.
- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).
Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.
Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.
Чуть-чуть теории :
проверьте этапы речевого развития своего ребенка!
В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.
1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:
Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.
1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:
Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.
1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :
В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.
2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:
В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.
2 года 3 мес. - 3 года:
Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.
Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).
При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.
Классификация слов аномальной детской речи.
1. Правильно произносимые слова.
2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).
3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».
4. Абрисы слов: «попата» (лопата).
5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.
Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.
Особенности искажения слоговой структуры
Элизия
- сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации -
увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов
в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
Искажения структуры отдельного слога
:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации
, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).
Персеверации
(от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание
.
Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.
Финальная часть информации
При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.
В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.
Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
— назвать предметные картинки;
— повторить слова за логопедом;
— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);
— отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:
— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;
— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;
а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.
Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.
Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.
Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!
Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!
30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!
По оценкам некоторых специалистов сегодня
90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!
Таковы реалии сегодняшнего дня.
Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!
Все будет хорошо!
Трудитесь вместе!
Актуальность.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Виды нарушений слоговой структуры слова
1.Нарушение количества слогов:
- элизия – сокращение слогов (молоток- моток)
- итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)
- увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
- перестановка слогов в слове (деворе-дерево)
- перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).
- вставка согласных в слог (лимонт-лимон)
3. Антиципации
- уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)
4. Персеверации
- застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
5.Контаминации
- соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Причины нарушений слоговой структуры слова.
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
- недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
- недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
- сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.
- несформированность ритмической и динамической организации движений;
Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.
- неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
- сниженная мотивационная деятельность;
Создание положительных мотивов- залог успешной работы. Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса.
Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.
Задачи методики
Исходя из результатов диагностики были поставлены цель и задачи методики.
Цель : коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- формирование пространственных представлений у детей с ОНР;
- развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;
- обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;
- возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.
Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
I. Подготовительный этап.
На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции- связки между отдельными артикуляционными укладами.
Недостаточность пространственных представлений нарушает линейность построения и поэтапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Если говорить о речи, то недостаточность пространственных представлений проецируется на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова.
Современные данные говорят о пространственных представлениях как о базисе, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка- письмо, чтение, счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и дальнейшей их перестройке в последовательность сегментов. Также важными предпосылками формирования слоговой структуры слова рассматривают ритмический и динамический параметры, то есть возможности организации серийно-последовательной деятельности.
В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит и развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.
Формирование пространственных представлений.
Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:
- формирование представлений о пространстве собственного тела.
- формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».
- формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели,части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)
Развитие ритмических способностей
Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способность является генетически обусловленной, и если у детей с нормой развития, она развивается наиболее активно в период дошкольного детства, то у детей с отклонениями в развитии чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения вследствие имеющегося дефекта. Поэтому для таких детей необходима система коррекционно-развивающей работы, направленной на последовательное формирование ритмической способности в различных видах деятельности.
Последовательность отработки слогов
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования.
Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
- на прямых слогах (ма, на, па)
- на обратных слогах (от, ут, ум)
- на закрытых слогах (мак, кап, бух)
- на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки. Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности:
- открытые и закрытые (кна-анк, гна-агн)
- с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы-збы)
- цепочки слогов (мна-мно-мну)
- слоги со сменой позиции согласного (мна-нма, нку-кну)
II. Основной этап работы.
На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы: упражнения на развитие дыхания, работу над развитием мелкой моторики, артикуляционную и биоэнергопластику, массаж и самомассаж, проговаривание слов доступного класса.
Дыхательные упражнения
Дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, производит массаж органов брюшной полости, способствует общему выздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения будут направлены на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их вырабатываются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребенок не научится дышать правильно, можно класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать руками взрослого).
Универсальным является обучение 4хфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох-задержка. Вначале каждых из них составляет 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд. Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.
Массаж и самомассаж
Массаж является одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном возрасте. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение самомассажа лица помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Упражнения для развития мелкой моторики
Н. А. Бернштейн: Диалектика развития двигательного навыка заключается в том, что каждое последующее исполнение лучше предыдущего, а значит, не повторяет его. Следовательно, упражнение суть не повторение, а построение движения.
Уже всеобще известный факт влияние мелкой моторики на развитие звукопроизношения. Мелкая моторика рук взаимодействует с таким высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит тогда, когда готова база. Эту базу мы создаем через развитие общей и мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Биоэнергопластика- это новое направление в логопедической работе, представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным исследователей, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, способствует развитию координации движений и мелкой моторики.
На первоначальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно и у детей подключается к артикуляции движение одной руки (сначала ведущей). Постепенно подключается и вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда движения рук освоены, можно добавить движение глаз.
Проговаривание слов доступного слогового класса
При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.
Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.
Классификация слоговой структуры слова А. К. Марковой
Слоговая структура слова, согласно Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:
- ударность
- количество слогов
- линейная последовательность слогов
- модель самого слога.
Таким образом, А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности.
Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
- Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
- Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)
- Односложные слова (дом, кот, кит)
- Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)
- Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)
- Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
- Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино)
- Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
Использование компьютерных игр в логопедической работе
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные технологии. Применение компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.
Компьютерные ресурсы позволяют:
- использовать различный стимульный материал;
- работать на разных уровнях сложности
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, памяти, внимания, мышления ребенка;
- создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы и уровень подготовки детей и структуру нарушения.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития логического мышления.
В логопедической работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001;
- Бабина Г. В., СафонкинаН. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи;
- Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015;
- Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
- Крупенчук О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова».-СПб.:Изд. дом «Литера»,2014;
- Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, М. Парадигма, 2012;
- Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007
- Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.- М., 2004
Марусина Е.А.,
учитель-логопед