Некрасов поэт или писатель. Литературно-исторические заметки юного техника
Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни.
Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб . Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в .
Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.
Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.
Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.
Трудные годы
В связи с тем, что отец перестал высылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, и нередко ему было попросту негде ночевать. Какое-то время он жил на улице, влача жалкое существование.
Однажды проходивший мимо него нищий сжалился над ним, и отвел его в одну из трущоб, где он мог хотя бы иметь крышу над головой.
Эти годы станут самыми трудными в биографии Некрасова, хоть они и закалили его юношеский .
Литературная деятельность
Спустя несколько лет, Некрасову удалось приспособиться к условиям в которых он жил. Вскоре он начал писать небольшие статьи и печататься в разных изданиях. Кроме этого, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.
Николай Алексеевич с головой погрузился в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихотворений и водевилей, а также усердно работать над прозой.
В результате он заработал ту сумму денег, которая была необходима для публикации его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» (1840 г.).
Интересен факт, что Некрасова сильно расстраивала критика в адрес его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.
Нечто подобное до него сделал , который скупил и сжег «Ганца Кюхельгартена».
Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не опустил рук, а наоборот продолжил работать над собой. В скором времени он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».
С каждым годом его работы становились все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским развились теплые и дружеские отношения.
В этот период биографии Некрасова, его произведения начинают активно публиковаться и получать положительные отзывы у критиков, в том числе и у самого Белинского.
В материальном положении писатель также не испытывал никаких трудностей. В 1846 г. он вместе с единомышленниками приобрел журнал «Современник», в котором позже начали печататься многие литераторы: , и т.д.
В связи с тем, что издание находилась под царской цензурой, большая часть произведений носила приключенческий характер, однако это никоим образом не влияло на популярность журнала.
В середине 50-х годов, в биографии Некрасова происходит серьезная неприятность. Он заболевает горловой болезнью, в результате чего ему приходится уехать лечиться в Италию.
Пробыв там какое-то время, он пошел на поправку и снова вернулся на родину. Тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а в числе его верных друзей и помощников оказались и Добролюбов.
В 1866 г. «Современник» был закрыт, вследствие чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.
Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные работы, а также сотрудничать с другими литераторами.
Наиболее известным трудом в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая была закончена в 1876 г.
В ней повествовалось о путешествии 7 простых мужиков, ищущих счастливого человека.
После нее из-под пера поэта выходит множество стихотворений, имеющих положительные отзывы, как у критиков, так и у простого читателя.
Любовь в жизни поэта
В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.
Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.
И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.
Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности.
Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.
Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.
Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.
Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.
Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.
Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.
Смерть
В 1875 г. у Некрасова обнаружили рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, которые не давали ему полноценно заниматься писательской деятельностью.
Однако после того как ему начали приходить письма от преданных читателей, он воспрянул духом и вновь взялся за перо.
Болеющий Некрасов продолжает работать в постелиВ последние годы жизни ему удалось написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».
Николай Алексеевич Некрасов умер 27 декабря 1877 г. в возрасте 56 лет. Несмотря на сильные декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.
Если вам понравилась биография Некрасова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Нелегкую жизнь довелось прожить Николаю Алексеевичу Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия, и выдающимся организатором литературных сил, в течение нескольких десятилетий возглавлявшим лучшие журналы своего времени « Современник » и « Отечественные записки ». Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих « Автобиографических записях » писал, что родился он « в каком - то... местечке Подольской губернии ». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли свое отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно (поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трех лет), не только отдельные сцены, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызывали.
Отец поэта А лексей С ергеевич Н екрасов () принадлежал к довольно старинному, н о обедневшему р оду. В молодости о н служил в армии, а п осле выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, о н жестоко эксплуатировал своих крестьян. За м алейшую п повинность крепостных наказывали розгами. Н е г нушался отец поэта и к уличной расправой. И звестно, например, ч то о н долгое время находился п од следствием з а нанесение п обоев смотрителю почтовой станции. Любимой забавой Некрасова - отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта. Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной журнальной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.
Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя « идеалов добра и красоты ». Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была « певицей с удивительным голосом ». Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.
Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. Отрывок из стихотворения « Крестьянские дети »
Дом Некрасова стоял у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом, но и Сибиркой и Владимиркой. Множество людей проходило и проезжало по этой дороге. На все это жадно смотрели маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Но самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, которые одна за другой проходили по дороге, направляясь в далекую и холодную Сибирь (отсюда и название дороги Сибирка).
Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Отрывок из стихотворения « Размышление у парадного подъезда ».
В 1832 г оду Н екрасов в месте с братом А ндреем поступил в Я рославскую гимназию. Товарищи любили Н екрасова з а ж ивой и общительный характер, з а начитанность и умение рассказывать. Ч итал Н екрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно. Интерес к творчеству у Н екрасова пробудился очень рано. Т ак к 15- ти г одам составилась целая тетрадь, которая сильно п подмывала меня ехать в П етербург. Летом 1837 г ода Н екрасов о ставил гимназию. Отец х отел, чтобы сын поступил в Д ворянский полк (так называлось военно - учебное заведение д ля детей дворян) и получил военное образование. Н о будущего поэта военная карьера совсем н е привлекала. Н екрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным т рудом.
Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, по его собственным словам, « надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк » и преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург. Но неласково встретила юношу столица, где у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро растаяли. Из гостиницы, где Некрасов сначала поселился, пришлось перебраться на дешевую квартиру на Малой Охте, где селились преимущественно малоимущие и мастеровые люди. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец прислал ему грубое письмо и отказал в помощи. На что Некрасов ответил: « Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма ».
В университет поступить не удалось слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах « Сын Отечества ». « Литературные прибавления к « Русскому инвалиду » и несколько позже в « Библиотеке для чтения ». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что « бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек ».
« Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь ». Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.
По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием « Мечты и звуки ». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Маститый поэт встретил Некрасова приветливо, взял сборник и просил зайти через три дня. В назначенное время Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. « Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи », добавил он. Но изменить что - либо было уже поздно. Сборник « Мечты и звуки » вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами « Н. Н.». Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела. Как вспоминал Некрасов, « меня обругали в какой - то газете, я написал ответ, это был единственный случай в моей жизни, что я заступился за себя и свое произведение ».
Позднее Некрасов вспоминал: «... Прихожу в магазин через неделю ни одного экземпляра не продано, через другую то же, через два месяца то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах ». И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно нужно работать, работать не покладая рук « Господи! сколько я работал! Уму не постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург »,
Между т ем в л итературном м ире у Н екрасова появились н овые з накомые. О ни п омогли е му н ачать сотрудничать в т аких г азетах и ж урналах, к ак « Литературная г азета », « Пантеон р усского и в сех европейских т еатров » Из - под е го п ера в ыходили р ассказы и п овести, п ьесы и в одевили, ф ельетоны, к ритические с татьи и рецензии, а збуки и с казки. С вои п роизведения Некрасов п ечатал, к ак п равило, п од п севдонимами Феоклист О нуфрич Б об, Н. П ерепельский, Б ухалов, Иван Б ородавкин, П ружанин и д р. К онечно, многое из н аписанного в э то т рудное д ля поэта время создавалось р ади к уска х леба. Сам п оэт очень с урово с удил с вое р аннее т ворчество. « Я п исал и з - за х леба много д ряни, о тмечал о н ».
У него был великий учитель Н. В. Гоголь, и молодой поэт стал достойным продолжателем его традиций. Позднее Некрасов вместе с В. Г. Белинским активно включился в борьбу за упрочение в русской литературе гоголевского направления. В первой половине х годов Некрасов, как и многие его современники, страстно увлекался театром. Он бывал на всех театральных премьерах, познакомился со многими известными артистами, писал для журналов театральные обозрения « Летопись русского театра » и рецензии на спектакли, создал несколько водевилей, которые с большим успехом прошли на сцене Александрийского театра (например, « Актер », « Шила в мешке не утаишь - девушку под замком не удержишь » и др.).
В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным в жизни Некрасова, он познакомился и вскоре подружился с Белинским. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.
Некрасов ценил доброе отношение к себе Белинского и отвечал ему глубокой привязанностью и любовью. Чуть позже Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение « В дороге », в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по - своему доброго парня - ямщика. Прослушав стихотворение, Белинский, по словам И. И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: « Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?»
Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение важнейшие принципы « натуральной школы »: интерес к жизни простого народа и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам - самодурам. В это же время Некрасов четко и ясно определил сущность своей поэзии, создав поразительный по своей глубине и выразительности образ своей Музы. Стихотворение « Вчерашний день, в часу шестом …» Читает Белов Андрей В середине х годов началась активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором.
Альманахи « Физиология Петербурга » и « Петербургский сборник » были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского. Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основами самодержавного строя и с реакционной литературой.
С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал « Современник », основанный еще А. С. Пушкиным. Когда - то это был один из лучших русских журналов, но теперь, под редакцией П. А. Плетнева, влачил жалкое существование. Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками « Современника » стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.
Уже в первые два года издания « Современника » на его страницах были опубликованы такие выдающиеся произведения русской классической литературы, как « Кто виноват?», « Из записок доктора Крупова » и « Сорока - воровка » А. И. Герцена, « Обыкновенная история » И. А. Гончарова, первые рассказы И. С. Тургенева из цикла « Записки охотника », годовые обзоры В. Г. Белинского « Взгляд на русскую литературу 1846 года », « Взгляд на русскую литературу 1847 года ». Весной 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. За деятельностью « Современника » был установлен строгий цензурный надзор.
Трудное время наступило для « Современника ». Один за другим в III Отделение стали поступать доносы. В одном из них Белинский обвинялся в пропаганде коммунистических идей и в недостатке уважения к « прежним писателям нашим », 26 мая 1848 года Белинский скончался. Это была громадная! потеря для всей русской литературы. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все - таки удалось сохранить лицо « Современника » и опубликовать на его страницах в период « мрачного семилетия » произведения таких известных русских писателей, как И, С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, Д. В. Григорович, В. И. Даль, таких поэтов, как Н. П. Огарев, Я. П. Полонский.
Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом « Три страны света » (). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его « пуститься в легкую беллетристику ». Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман « Мертвое озеро » (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.
« Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина », такую запись сделала Панаева в записной книжке поэта весной 1855 года. И это была правда. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за пусть даже не очень долгое счастье. Об этом свидетельствуют и написанные ею на склоне лет воспоминания, в которых имя поэта всегда упоминается с теплом и участием. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и порой омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни.
В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву. Стихотворение « Мы с тобой бестолковые люди » В начале х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год Сборник « Стихотворения Н. Некрасова » вышел весной 1856 года, открывался стихотворением « Поэт и гражданин », которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание.
Вторая часть сборника составлена преимущественно из произведений, в которых Некрасов сатирически изобразил тех, кто нещадно эксплуатировал трудящийся люд. Причем внимание поэта и здесь сосредоточено не на абстрактных носителях произвола, а на конкретных персонажах, с определенными взглядами, убеждениями и чертами характера. Особое место среди сатирических стихов Некрасова занимают произведения, в которых поэт использовал форму хорошо известных стихотворений, наполняя их новым содержанием. Стихотворение « Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)»
Ко времени, когда из печати вышел сборник стихотворений Некрасова, в России многое изменилось. Умер Николай I, на престол вступил Александр II, окончилась Крымская война, позади осталось « мрачное семилетие », а правительство, напуганное ростом крестьянских волнений, заявило о своем намерении отменить крепостное право и провести ряд других реформ. Страна вступала в новый период своего исторического развития. В России начался мощный подъем освободительного движения: росло общественное сознание, бурно развивались наука, искусство, литература, журналистика.
Теперь Некрасов поставил перед собой задачу сделать « Современник » органом борьбы за социальные преобразования в России. И в этом в немалой степени помогли Некрасову новые сотрудники журнала. Еще осенью 1853 года в « Современнике » начал сотрудничать Н. Г. Чернышевский, а в 1856 году свою первую статью на его страницах опубликовал Н. А. Добролюбов.
Тургенев, Григорович, Л. Н. Толстой настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышвского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции, и считали, что нельзя превращать литературу в средство политической борьбы и пропаганды, забывая о ее высшем предназначении. Некрасов оказался в затруднительном положении. С одной стороны, он очень дорожил участием в « Современнике » Тургенева и Толстого, тем более что с первым его связывала давнишняя дружба, а с другой поэт отчетливо сознавал, что именно Чернышевский и Добролюбов придали его журналу направление. Которое было ему близко. Он понимал, что рано или поздно ему придется сделать выбор. В марте 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян.
« Да разве это настоящая воля! говорил Некрасов. Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами ». Вскоре « Современник » понес утрату: после тяжелой болезни скончался Добролюбов. Прошло немного времени, и над « Современником » разразилась гроза. За « вредное направление » публикация журнала была приостановлена на восемь месяцев. 3 апреля 1866 года студент - революционер Д. В. Каракозов стрелял в царя Александра II. Покушавшийся был схвачен. В столице начались аресты и обыски, хватали всех подряд, кого хоть в какой - то мере можно было заподозрить в причастности к покушению. В мае 1866 года « по высочайшему повелению » журналы « Современник » и « Русское слово », « вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления », были закрыты навсегда. В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа. Именно таким произведением явилась поэма « Коробейники ». Песня на стихи Некрасова « Коробушка ».
Работая над поэмой Русские женщины, Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М. С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери Марии Николаевны Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала М. С. Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами: Довольно, не могу бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок.
Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, кому живется весело, вольготно на Руси. Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разоренные деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством, показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни. Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.
Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни поэмой Кому на Руси жить хорошо. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял Кому на Руси жить хорошо. Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Отрывок из поэмы « Кому на Руси жить хорошо ».
В середине х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. Уже будучи тяжело больным, Некрасов создал поэму Современники (1875). Продолжал он работать и над поэмой Кому на Руси жить хорошо ». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти.
Только в конце 1876 года врачи определили болезнь рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна. Романс на стихи Некрасова « Что ты жадно глядишь на дорогу …»
Когда в печати появились первые стихи из цикла Последние песни, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек. Отрывок из стихотворения « Умру я скоро ».
Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.
Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).
Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.
Детство и юность
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.
Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду «Вольность».
Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».
Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.
В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).
Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.
Литература
Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.
Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.
В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.
Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.
В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.
Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).
Личная жизнь
Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.
Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.
В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Белинского).
Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и , однако взаимности добиться ему не удалось.
Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.
Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.
Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» .
В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».
В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».
В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.
Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.
В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.
Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.
Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.
Смерть
Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.
Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.
Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.
Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.
Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.
Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.
В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.
В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.
Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.
26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.
30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.
В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и . Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»
Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.
Библиография
- «Актер» (пьеса, 1841 год)
- «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
- «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
- «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
- «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
- «Современники» (поэма, 1875 год)
- «Тишина» (поэма, 1857 год)
- «Дедушка» (поэма, 1870 год)
- «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
- «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
- «Коробейники» (поэма, 1861 год)
- «Недавнее время» (поэма, 1871 год)
Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт
Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.
В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.
В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.
В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.
В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Ермакова Анастасия
Проект на тему "Лирика Н.А.Некрасова"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Расширение и углубление знаний о поэзии Некрасова Проектное задание Подготовила ученица 7 «Б» класса Ермакова Анастасия
Цели и задачи: Познакомить учащихся с биографией Некрасова. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Обсудить одно из понравившихся стихотворений: - чем стихотворение обратило на себя внимание; - какое место оно занимает в творчестве поэта.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря1821году в местечке Немирове Подольской губернии Детство и юность Некрасов провёл в своём родовом имении Грешнево.
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788 - 1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами.
Мать - Елена Андреевна, урожденная Закревская, дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив.
Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты» . Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом» . Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты. Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Ярославская гимназия Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».
Петербургские мытарства В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу.
Редакция журнала «Современник»
В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.
РОДИНА И вот они опять, знакомые места, Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства; Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я; Где от души моей, довременно растленной, Так рано отлетел покой благословленный, И неребяческих желаний и тревог Огонь томительный до срока сердце жег... Воспоминания дней юности - известных Под громким именем роскошных и чудесных,- Наполнив грудь мою и злобой и хандрой, Во всей своей красе проходят предо мной... Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный? Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!.. Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде - Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы... Но знаю: не была душа твоя бесстрастна; Она была горда, упорна и прекрасна, И всё, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!.. И ты, делившая с страдалицей безгласной И горе и позор судьбы ее ужасной, Тебя уж также нет, сестра души моей! Из дома крепостных любовниц и царей Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила Тому, которого не знала, не любила... Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и строгою улыбкой, Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух: Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,- А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило, Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час; При имени ее впадая в умиленье, Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?.. Ее бессмысленной и вредной доброты На память мне пришли немногие черты, И грудь моя полна враждой и злостью новой... Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет; Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет, Проклятьем на меня легло неотразимым,- Всему начало здесь, в краю моем родимом!.. И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор - В томящий летний зной защита и прохлада,- И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем, И набок валится пустой и мрачный дом, Где вторил звону чаш и гласу ликованья Глухой и вечный гул подавленных страданий, И только тот один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил... (1846)
Человек лишь в одиночку Зол - ошибки не простит, Мир -"не всяко лыко в строчку" Спокон веку говорит. Не умрет в тебе отвага С ложью, злобой бой вести... Лишь умышленного шага По неправому пути Бойся!.. Гордо поднятая Вдруг поникнет голова, Станет речь твоя прямая Боязлива и мертва. Сгибнут смелость и решительность, Овладеет сердцем мнительность И покинет, наконец, Даже вера в снисходительность Человеческих сердец!.. Г-ну
ГОРЫ Передо мной Кавказ суровый, Его дремучие леса И цепи гор белоголовой Угрюмо-дикая краса. Мой друг, о сей стране чудесной Ты только слышал от молвы, Ты не видал в короне звездной Эльбруса грозной головы. Вот он. Взгляни, его вершина Одета глыбами снегов, Вокруг седого исполина Стоят ряды его сынов. Великолепные творенья! Блистая гордой красотой, Они вселенной украшенья, Подпора тверди голубой. Взгляни на них бесстрашным взором! Но ты дрожишь: что видишь ты? Или сравненьем, как укором, Смутились дерзкие мечты?.. Да, да... наследник разрушенья, Я понял ясно мысль твою И, не без тайного крушенья, Ее правдивой признаю: Здесь от начала мирозданья Водворены громады гор, И полон гордого сознанья Могучих сил их бурный взор; Всеразрушающее время Им уступать осуждено, А между тем земное племя В гробах истлело не одно. Они всё те ж... основы твердой Ничто разрушить не могло. О, как торжественно, как гордо Их величавое чело! Всегда и холодно и бурно Оно, закованное в лед; Как опрокинутая урна, Над ним висит небесный свод, И солнце в отблесках узорных На нем горит, как на стекле,- Хребет возвышенностей горных, Не чуждый небу, чужд земле. Лишь изредка, под небосклоном Наскуча праздностью немой, Сорвется с грохотом и стоном Осколок глыбы вековой И, весь рассыпясь мелким снегом, Привет их долу принесет, А дол туда же громким эхом Благоговейный ужас шлет. Картиной чудной вдохновенный, Стою недвижим перед ней Я, как ребенок умиленный. Святой восторг души моей И удивленья полны взоры Шлю к тем же грозным высотам - Чтобы заоблачные горы Их передали небесам. (1839)
ВЕСНА Волна катится за волною В неизмеримый океан... Зима сменилася весною, И реже воет ураган; Не ждет безжалостное время, Оно торопится на срок; Полей и нив богатых бремя, Исчез белеющий снежок, Цветет веселая природа, Зазеленел дремучий бор, Встречает шумно утро года Пернатых птиц громовый хор; Они поют ей гимн приветный Во славу бога и отца И нежат песнею заветной Печаль унылого певца. Прекрасно небо голубое, Везде прохлада и покой, И щедро солнце золотое Питает землю теплотой Необходимой, благодатной; От неприступной вышины Струится воздух ароматный На царство света и весны. Широко, с гордостью кичливой, Покинув прежние брега, Через засеянные нивы Течет прозрачная река, И всё цветет, и всё прекрасно! Но где ж зима, где след зимы, Где вой метелицы ненастной, Где грустный мрак могильной тьмы? Зима прошла. Пройдет весна, Настанет лето золотое, Природа, радости полна, Вздохнет отраднее в покое. Но ненадолго; нет, опять, Рассвирепелые, по воле Мятежно ветры засвистят, И закружится вихорь в поле. И зашумит дремучий бор, Завоет он, как волк голодный, И с высоты пустынных гор Повеет осенью холодной; И снова сумрачная тьма Раскинет свой покров печальный И всемогущая зима Оденет в саван погребальный - Цветущий луг, зеленый бор И всю поблекшую природу, И убелит вершины гор, И закует морозом воду; И после дивной красоты Природа будет вновь уныла; Так жизнь: иль майские цветы, Или заглохшая могила... (1839)
Над чем мы смеемся... Раз сказал я за пирушкой: "До свидания, друзья! Вечер с матушкой-старушкой Проведу сегодня я: Нездорова - ей не спится, Надо бедную занять..." С той поры, когда случится Мне с друзьями пировать, Как запас вестей иссякнет И настанет тишина, Кто-нибудь наверно брякнет: "Человек! давай вина! Выпьем мы еще по чаше И - туда... живей, холоп! Ну... а ты - иди к мамаше! Ха! ха! ха!..." Хоть пулю в лоб!.. Водовоз воды бочонок В гололедицу тащил; Стар и слаб, как щепка тонок, Бедный выбился из сил. Я усталому салазки На бугор помог ввезти. На беду, в своей коляске Мчался Митя по пути - Как всегда, румян и светел, Он рукою мне послал Поцелуй - он всё заметил И друзьям пересказал. С той поры мне нет проходу: Филантроп да филантроп! "Что, возил сегодня воду?.. Ха! ха! ха!.." Хоть пулю в лоб!.. (1874)
Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И «пошел!» - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит... Перед дождем
Белый день был недолог, Вечера длинней. Крики перепелок Реже и грустней. Осень невидимкой На землю сошла, Сизо-серой дымкой Небо облекла. Солнце с утра канет В тучи, как в нору. Если и проглянет, Смотришь: не к добру! Словно как стыдливым Золотым лучом Пробежит по нивам, Белый день был недолог... Глядь: перед дождем! Побежал проворно Оживленный ключ И ворчит задорно: "Как-де я могуч!" Весь день ветер дует, По ночам дожди; Пес работу чует: Дупельшнепов жди. (Между 1856 и 1866(?))
Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят… Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Блажен незлобивый поэт… Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, - И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя!
Неизбежные напасти, Бремя лет, трудов и зла Унесли из нашей страсти Много свету и тепла. Сердце - времени послушно - Бьется ровной чередой, Расстаемся равнодушно, Не торопимся домой. Что таиться друг от друга? Поседел я - видишь ты; И в тебе, моя подруга, Нету прежней красоты. Что ж осталось в жизни нашей? Ты молчишь... печальна ты... Не случилось ли с Парашей - Сохрани господь - беды?.. Старики
Прекрасно, высоко твое предназначенье, Святой завет того, которого веленье, Премудро учредя порядок естества, Из праха создало живые существа; Но низко и смешно меж нас употребленье, И недостойны мы подобья божества. Чем отмечаем, жизнь, мы все твои мгновенья - Широкие листы великой книги дел? Они черны, как демон преступленья, Стыдишься ты сама бездушных наших тел. Из тихой вечери молитв и вдохновений Разгульной оргией мы сделали тебя, И гибельно парит над нами злобы гений, Еще в зародыше всё доброе губя. Себялюбивое, корыстное волненье Обуревает нас, блаженства ищем мы, А к пропасти ведет порок и заблужденье Святою верою нетвердые умы. Поклонники греха, мы не рабы Христовы; Нам тяжек крест скорбей, даруемый судьбой, Мы не умеем жить, мы сами на оковы Меняем все дары свободы золотой... ЖИЗНЬ Раскрыла ты для нас все таинства искусства, Мы можем создавать, творцами можем быть; Довольно налила ты в груди наши чувства, Чтоб делать доброе, трудиться и любить. Но чуждо нас добро, искусства нам не новы, Не сделав ничего, спешим мы отдохнуть; Мы любим лишь себя, нам дружество - оковы, И только для страстей открыта наша грудь. И что же, что они безумным нам приносят? Презрительно смеясь над слабостью земной, Священного огня нам искру в сердце бросят И сами же зальют его нечистотой. За наслаждением, по их дороге смрадной, Слепые, мы идем и ловим только тень, Терзают нашу грудь, как коршун кровожадный, Губительный порок, бездейственная лень... И после буйного минутного безумья, И чистый жар души и совесть погубя, Мы, с тайным холодом неверья и раздумья, Проклятью придаем неистово тебя. О, сколько на тебя проклятий этих пало! Чем недовольны мы, за что они? Бог весть!.. Еще за них нас небо не карало: Оно достойную приготовляет месть! (1839)
Анализ стихотворения «Перед дождем» В творчестве Н. А. Некрасова присутствует пейзажная лирика, как некий инструмент для отражения своего мироощущения. Его красочные зарисовки родной природы, неразрывны с человеком, его чувствами и переживаниями, природа представлена как единое и неотделимое от человека составляющее его бытия. Стихотворения 40-х годов, где присутствует описание пейзажа, имеют немного мрачную окраску, отражают печаль и грусть. Такому состоянию души наиболее соответствует переменчивая осенняя погода, часто навевающая тоску.
Стихотворение «Перед дождем», как раз относится к такому типу произведений, где автор во всех красках дождливой и мрачной осени, описывает картину природы. Стихотворение названо очень символично «перед дождем», как будто автор сам чего-то ожидает, как будто еще ничего нет, все в преддверии ненастья: и природа, и внутренний настрой самого автора. Стихотворение проникнуто грустью и печалью и это очень отчетливо передает автор состоянием природы. От этой картины веет безнадежностью и страхом, а последние слова стихотворения добавляют еще гнет и смирение. Наиболее отчетливо передается эта картина уныния, такими словами автора: «заунывный ветер, надломленная, стонет, рябой листок ».
Некрасов одухотворяет природу: она умеет чувствовать приближение осени, как и человек, приближение беды. Эти качества приобретает описанная автором природа, благодаря олицетворениям: «ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает». В этом произведении используется много глаголов, что придает стиху динамичность и действие, это отражает приближение стихии. Здесь автор описывает приближающееся ненастье, представив его с помощью образа природы, которая ожидает приближение дождя.
Однако, последние строки стиха сильно выделяются и создают понимание безысходности и гнета, отражая социальную ноту происходящего. Последнее четверостишье нарушает общую гармонию. Злой крик жандарма «пошел!», не оставляет надежду на благостную уравновешенность природного мира. В этом стихотворении Некрасов очень искусно использовал описание природы для отражения своих чувств и переживаний