Классный час лето моей семьи. Классный час на тему "я и моя семья"
подготовила
учитель начальных классов
Ковалева Марина Ивановна
с. Покосное
Цель:
Расширить представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;
Воздействовать на эмоциональные чувства.
Способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.
Тип классного часа: тематический.
Оборудование:
Фасоль (в количестве равном количеству учеников класса).
Раздаточный материал с заданиями.
Ход классного часа
-Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада встречи с вами и полагаю тема, которую вы выбрали очень важна для вас.
-Почему?(ответы детей)
Сейчас я предлагаю вам взять по одной фасолинки. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свою, запомнить ее, найти ее отличия.
(Учащиеся в течение одной минуты рассматривают свою фасоль.)
Расскажите о ней
(теплая, гладкая - гладкая, с пятнышками…)
Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу всю фасоль, перемешаю ее, а вам необходимо найти ее в этой корзине. (Учащиеся выполняют задание.)
На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех учеников нашего класса?
(У нас одна учительница, один класс, одна школа, у нас есть братья, сестры, родители, семья)
Действительно у каждого из нас есть семья, и давайте посвятим этой теме наш классный час.
А что такое семья? (Это родные друг другу люди, живущие вместе, мама, папа, брат, сестра…)
Правильно. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?
Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
А может ли человек прожить без семьи? (Нет)
Для чего нужна семья?
-Возьмите высказывания.
Прочитайте. Необходимо выбрать те высказывания, с которыми вы согласны (выбирают)
Правильно. Семья
учит любви
ответственности
заботе и уважению
вере в необходимости семьи
нужна для счастья
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.
Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.
Семья богата ценностями.
Семья богата традициями.
Семья богата любовью.
Семья богата заботами о родственниках.
К вам часто приходят родственники? А у вас родственники? Кем они вам приходятся?
(ответы)
-Возьмите следующее задание . Соотнесите родственников из первого и второго столбика.
(Ученики выполняют задание)
Давайте посмотрим, что у вас получилось?
- Ребята, вы помните имена своих ближайших родственников? (Да)
Сейчас они пригодятся нам для составления свою родословную.
У нас изображено древо, у которого есть корень, ствол, ветки. А на ветках изображены пустые окошечки, в них надо подписать имена своих родственников (пишут имена)
Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Вы знаете их?
(вывешивают пословицы на доске)
Дом без хозяйки - сирота.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
-Давайте остановимся на одной из них
«Не нужен и клад, коли в семье лад»
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
-А теперь я предлагаю вам написать письмо своим родителям , которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»! (на доске)
(детям раздаются стикеры, на которых они пишут , вывешивается ватман , на котором записано «Доска признаний»)
Давайте почитаем, что у вас получилось.(дети зачитывают по желанию, потом на доску прикрепляются стикеры)
Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни? (главное)
Может ли кто-то прожить без семьи? (нет)
Предлагаю при помощи человечков показать, на сколько, дружна ваша классная семья.
(крепят)
Классный час я хочу закончить строчками одного стихотворения
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле.
Пусть и в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
Всем спасибо!
Семейный классный час «Моя семья – моя крепость»
Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование
комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.
Задачи:
формирование уважительного отношения к членам семьи;
формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына,
мужа, жены;
формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические;
познавательные; эстетические.
помочь ребенку оценить свое место в семье.
Форма проведения: групповая играконкурс
На классный час приглашены все обучаюшиеся с родителями. Они рассаживаются по
группам. Таким образом образовались 4 большие группы.
Учитель: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, ребята!
Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем
маленьким, и совсем взрослым. Сегодня наше собрание о том, что объединяет
нас всех.
Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче
подружиться друг с другом. Итак, мы начинаем.
Посмотрите–ка, у нас
Здесь собрался целый класс!
С нами рядом – папы, мамы.
Папы бросили диваны,
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули.
Тему нашей встречи можно узнать, разгадав ребус:
Вопрос обучающимся:
ЯЯЯЯЯЯЯ (Семья)
Что такое семья? Кого мы так называем? Почему в ребусе 7 букв Я?
(Слушаю ответы, и моделируем на доске)
А теперь ребята прочитают стихи, и мы проверим: правы мы или нет?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Вопрос взрослым: Как вы думаете, что может помешать
семейному счастью?
Слушаю ответы.
Да, неприятности в нашей жизни, как тучи в ясный день
меняют нашу жизнь.
Задание «семьям»:
На ваших столах есть тучки. Обсудите в своей «семье»: что нам мешает быть счастливыми,
и напишите на них словами.
А теперь прикрепим их над нашей семьёй на доске.
Скажите, а что помогает преодолевать эти трудности?
(добро, любовь, доверие, уважение, внимание)
Это у нас будут лучики солнца, которые разгонят тучи и отведут грозу.
До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово
такое образовалось: «семь» «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки,
правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в
поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело,
старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашла много тому свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и
поговорки! В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе её
закончить…
Гость на пороге – счастье в … (доме).
Дом без хозяйки … (сиротка).
Дом вести … (не бородой трясти).
Яблоко от яблони … (не далеко падает).
Чем богаты, … (тем и рады).
В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в
жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.
А вот интересно, какой семье легче прожить на свете?
(Ответы гостей).
Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом,
радуются жизни.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно;
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость” Как называется дом
в украинской или белорусской деревне? (Хата)
Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля)
Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)
Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)
“Дом моей мечты”
Учитель: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”
(Ответы гостей)
Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его
любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и
уютно. Сегодня каждая «семья» может построить дом своей мечты. Пусть ваша «семья»
превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей.
(На столах лежат ватманы, “кирпичики”, наборы цветной бумаги, ножницы и клей)
На четырех кирпичах у вас уже написаны слова: “здоровье”, “любовь”, “понимание”,
“улыбка”. Остальные надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для
строительства своего чудесного дома.
Добавьте вашему дому оригинальности и своеобразия с помощью крыши и других
элементов. Придумайте название.
(Семьи – бригады выполняют задание. Далее происходит защита проектов “Дом моей
мечты”).
Классный час: «Моя семья - мое богатство», 7 класс
Цели: содействовать расширению знаний школьников о се-мье, определить значимость семьи в жизни каждого человека.
Задачи: формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; развивать потребность узнавать историю своей семьи, способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, развивать гражданственность и патриотизм .
Форма проведения: час общения.
Оформление: на доске написать задания для групп (незакон-ченные предложения):
Идеальные родители - это... Идеальные дети - это... Идеальная семья - это...
Классный час, посвященный обсуждению семейных ценностей.
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
(Пауза.)
Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?
Примерные ответы детей:
( Семья - самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.)
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Что такое семья? (ответы учеников)
Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Традиции - это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Генеалогическое дерево.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память - это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с вами попытаемся составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков.
«Загляните в семейный альбом».
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.
Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.
Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
Гостеприимство - это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)
II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»
Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей-час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
Примерные ответы детей:
Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.
Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».
Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.
Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.
Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает ): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный инте-рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, воз-можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
Примерные ответы детей:
Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.
Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они пе-реступят через тебя.
Эгоистам друзья не нужны.
Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эго-ист на это не способен.
Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.
Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.
Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.
Классный руководитель. К счастью, нас окружают только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла-да - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля-йся альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
Примерные ответы детей:
Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не ду-мает о себе, а думает только о других.
Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.
Это люди с отклонениями, им все по барабану.
Это верующие люди, монахи, старцы.
Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.
Они все прощают, не помнят обид.
Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру-гим, не считаясь со своими интересами».
Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно-го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)
Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.
III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»
Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сы-ном. Мама озабоченно говорит:
Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость вклю-чает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: "Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»
Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?
(Дети отвечают.)
Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.
Примерные ответы детей:
Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем- недосыпала ночами, кормила, лечила.
Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не ну-ждается в материнской заботе.
Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.
Обязан уважать маму, беречь ее.
По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.
Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?
Примерные ответы детей:
Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлеб-нуть.
Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит проще-ния у мамы.
Вырастет, просто у него переходный возраст.
Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
Классный руководитель.
А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и оста-нется гадким ребенком.
IV. Воспитывающие ситуации
Классный руководитель. Мы живем среди людей. Обща-ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)
На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна-чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?
Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных 6 себе ребят.
(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.) Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.
Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи-ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...
(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)
№ 1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)
№ 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)
№ 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра по-едешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хоро-шо. Поеду!»)
№ 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай под-пишу!»)
№ 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)
№ б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - по-просила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)
№ 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)
(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный от-вет - «мне».)
Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.
V. Работа в группах. Незаконченные предложения
Классный руководитель. Во всех предложенных ситуа-циях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей .
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе-ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от-ветов.)
Послушаем, что же у нас получилось.
(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
Примерные ответы детей:
Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де-нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.
Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог-рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло-хими мальчиками и девочками и т. п.
Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.
Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обо-значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
Заключительное слово
Классный руководитель. Наше общение подходит к кон-цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор-чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен-но и бескорыстно любят вас.
Заповеди семейной жизни:
1)«Подари родителям радость»
2)«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
3)«Свято храни традиции своей семьи»
4)«Жизнь - это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
5) «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»
Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняш-ний разговор? О чем задумались? Что решили?
Примерные ответы детей:
Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.
Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.
Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.
Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.
Классный час на тему: «Семья – моя радость»
Цель:
Раскрыть важность семьи для становления человека
Сформировать основные правила семейных взаимоотношений
Привить учащимся семейные ценности
Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями
Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.
Оборудование: мультимедийный проектор, ИД, раздаточный материал.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы с вами будем разговаривать, обсуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения.
О чем же мы будем говорить?
Тема нашего классного часа зашифрована на доске:
Слайд 1.
Тема классного часа «Семья – моя радость»
2. Обсуждение темы.
Что значит слово «семья для вас? На уроке развития речи я просила вас написать мини-сочинения по этой теме. Давайте послушаем несколько. (дети зачитывают сочинения)
Из прочитанных вами сочинений я могу сделать вывод, что для каждого из вас семья- это самое важное, ценное. И, действительно, что может быть дороже семьи?
Это самые близкие и дорогие нам люди. Каждый человек хочет быть счастливым. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, счастливы те, кто живет в семье, в которой царят взаимопонимание и согласие.
Прослушайте стихотворение Марии Лангер.
После прочтения ответьте на вопрос, что значит «семья» для этого автора?
(стихотворение читают заранее подготовленные ученики)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Лангер М.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из хорошо известного вам мультфильма (просмотр сцены «На птичьем дворе»)
Можно ли птичий двор назвать семьей? (Да – на нем живут разные птицы по своим правилам и законам).
Как относились к гадкому утенку другие птицы? (Гнали, клевали, щипали, говорили гадости: урод, гадкий, отвратительный, несуразный, не такой как все)
Тяжело было утенку, как вы думаете? (Конечно, он оказался изгоем в обществе, никому не нужным)
Хотели ли вы оказаться на месте гадкого утенка? Почему? (никому не нравится, когда к нему так относятся)
А бывает так, что взрослый человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой как все?
Если бы вы оказались на месте гадкого утенка, как бы вы поступили? (мнения детей)
Не все люди одинаковы, у всех разные характеры. Кто-то не обратит на это внимания, а кого-то такое отношение очень сильно обидит, кто- обозлиться и начнет мстить.
Что же необходимо предпринять, чтобы человек не остался один, никому не нужным?
Вывод: Надо принимать других людей такими, какие они есть!
3.Работа с пословицами:
Слайд 3. Собери пословицу
Семья, если, душа, то, и, вместе, на, месте.
(Если семья вместе, то и душа на месте)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.
Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения детей и родителей.
Предлагаю вам соединить половинки пословиц, записанных на доске.
Сердце матери… на худо не учит.
Отец сына … лучше солнца греет.
Родители детям… друга не сыщешь.
Лучше матери… счастья не найдешь.
Обидишь отца-мать… плохого не скажут.
(Дети работают в группах с раздаточным материалом. Проверяем вместе на ИД.)
Что объединяет все эти пословицы? (Лучше родителей нам никто не поможет, не поддержит в трудную минуту)
В семье всегда должно быть уютно и тепло. И если кому-то плохо, его согреет доброта и любовь, забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье. Но всегда ли мы умеем распознать настоящую заботу о нас?
4. Разбор ситуации.
Послушайте рассказ Осеевой «Злая мать и добрая тетка»
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать свою комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.
У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…
Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
Так в чём же заключается настоящая забота и доброта? Как вы считаете? (Высказывания детей.)
Как можно позаботиться о родных, чтобы доставить им радость?
Отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, воспитанности.
- Посмотрите на доску.
Слайд 4.
(На доске изображение семьи, занятой общим делом.)
Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)
5. Составление законов дружной семьи.
Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.
Давайте подумаем, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый.
В начале классного часа вы расшифровали ребус
7 я
Давайте выведем 7 законов, а начинать фразу будем со слова «я».
Даю вам подсказку – опорные слова.
Слайд 6.
Законы дружной семьи .
(На доске карточки (Возможные ответы детей.)
с опорными словами)
Забота и помощьСложные законы? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это самые настоящие семейные ценности.
6. Подведение итогов.
Какие же качества важны для каждой семьи?
У вас на партах лежат конверты со «строительным материалом». Давайте построим такой дом, в котором может жить настоящая семья. А помогут нам в этом качества дружной семьи.
(Дети строят дом в группах)
А вы бы хотели жить в таком доме?
Вот и подошел к концу наш классный час. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили счастье, забота и понимание!
Классный час на тему: «Моя семья».
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;
2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;
3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Ход классного часа
1. Вступительная беседа.
Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки:
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чай - в пиалу мне налить? (Мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (Бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый...(Дед)
Одного отца-матери дитя,
Но не сын. (Дочь)
Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)
Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)
2. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».
Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.
Как вы думаете, что такое семья?
Действительно, семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?
В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.
Какие ласковые слова вам говорят?
Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?
(Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.)
Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?
По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.
(Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.)
Я вам сейчас зачитаю заповеди, которых необходимо придерживаться в своей семье. А вы попробуете объяснить, как вы их понимаете.
Ø Свято храни честь своей семьи.
Ø Люби свою семью и делай её лучше.
Ø Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Ø Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.
Ø Подари родителям радость.
Ø Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Ø Доброе дело дороже богатства.
Ø Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Итак, что такое семья, понятно всем.
Хочется повториться, что семья – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. " Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – "понимание”, - пока не написал его 100 раз.
"Так вот из чего вырастают любовь и дружба в семье! Из желания понять, а не осудить друг друга!” - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Учитель как итог вывешивает на доску слово ПОНИМАНИЕ.
3) Обсуждение притчи
- Как вы думаете, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отшлёпать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного и злого сердца.
Какими же чертами характера обладал этот человек, ведь именно за это и любили его близкие?
(МУЖЕСТВО, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ) – вывешивается на доску.
-Подумайте и скажите, чего ждёт от своих родных современный человек, возвращаясь каждый вечер после тяжёлого рабочего дня домой? (доброты и милосердия).
(Делается вывод о том, что во все времена ценятся одни и те же нравственные понятия, это доброта и милосердие, которые мы ищем в своих родных и близких, и любим их за это.)
4) Работа с пословицами
- Роль семьи, её значение для каждого человека отражены в мудрости народной, примером которой являются пословицы и поговорки.
Воспроизвести первоначальный вид пословиц (они разрезаны на части). По 3 пословице каждой группе:
Вся семья в сборе, (и душа на
месте).
На что клад, (когда в семье лад).
Согласную семью (и горе не берёт).
Не будет добра, (коли в семье вражда).
Семья сильна, (когда над ней крыша одна).
В семье разлад, (так и дому не рад).
Семья в куче – (не страшна и туча).
Семья без детей (что цветок без запаха).
Семья вместе – (душа на месте).
Без матери (дети – сироты).
При солнышке тепло, (при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Мой дом – (моя крепость).
5) Подведение итогов классного часа
Итак, мы сегодня с вами выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит понимание. Семью необходимо беречьот всех невзгод и ненастий.
А что запомнилось вам из классного часа?
Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите.
А закончить наш классный час я хочу стихотворением:
Семья – это, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы,и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссору, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, минуты, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!