Вежливые слова. Список самой важной красоты
Вежливость — это обязательный признак хорошо воспитанного человека. Она проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий. Какие основные качества вежливого человека?
3 правила для вежливых людей
Развитие собственной личности невозможно без соблюдения общепринятых и этикета, которые должен знать каждый.
- Вежливый человек не забывает произносить при встрече. Также он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за любые оказанные ему услуги.
- Еще один признак вежливости заключается в умении относиться к окружающим с уважением, независимо от их социального статуса. Учтивость и доброжелательность должна проявляться не только к старшим по возрасту или званию, но и к коллегам, подчиненным, а также к людям, не сумевшим реализовать себя в жизни.
- Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах.
Грубость и несдержанность всегда отталкивает собеседников и становится серьезной помехой в достижении желаемых целей. Тем, кто выбирает подобный формат общения, сложно завести друзей, заслужить уважение окружающих и даже добиться успехов в карьере.
Как стать вежливым человеком
Красивая грамотная речь — это неотъемлемая спутница вежливости. Нужно уметь следить за своим голосом. Он должен быть спокойным, рассудительным и не очень громким. Необходимо исключить из своего словарного запаса нецензурную брань, обзывания, а также жаргонные выражения. Развитию вежливости способствует изучение книг о правилах этикета и чтение классической литературы. Никогда не следует перебивать своего собеседника — это нетактично. Не стоит забывать, что обе стороны имеют одинаковое право высказаться. Это и называется диалогом.
Вежливость на все случаи жизни
Важно быть культурным и доброжелательным всегда и везде, будь то деловая встреча или простой поход в гости или магазин. Ниже рассмотрены примеры вежливого поведения в различных бытовых ситуациях.
- Поведение за столом во время еды многое может сказать о воспитании человека. Главное правило в столовом этикете — нельзя приносить неудобства окружающим. То есть жевать следует с закрытым ртом, не класть локти на столешницу и избегать дел, не касающихся приема пищи. Нельзя вставать и нагибаться над столом, чтобы дотянуться до хлеба или тарелки. Следует попросить того, кто ближе, придвинуть желаемое угощение.
- Вежливый человек уважает природу. Он не станет бросать отходы после пикника на том месте, где отдыхал или кидать мусор мимо урны в черте города. желающие развивать свой внутренний мир, никогда не оставляют за собой грязь.
- Нельзя забывать о вежливости и дома в кругу близких. Критика, повелительный тон и грубые слова, могут ранить чувства. Зная это, вежливый человек не станет причинять боль другим людям, особенно любимым.
Настоящая вежливость формируется не только из заученных красивых фраз. Она характеризует стиль жизни и олицетворяет человека.
Какие вежливые слова есть в русском языке
Русский язык могуч и многогранен. Еще с древних времен большое значение уделяется в нем различным любезностям и вежливым словам. К таковым относятся приветствия: «здравствуйте» или «добрый день». Прощания: «до свидания», «до скорой встречи», «спокойной ночи». Просьбы: «будьте добры», «извините, пожалуйста», «вы не будете так любезны». Выражения признательности: «спасибо», «благодарю вас». Пожелания: «будьте здоровы», «успехов», «счастливого пути».
Ежедневное употребление в своем лексиконе этих слов говорит о хороших манерах и высокой нравственности.
Вежливый ребенок. Как его воспитать?
Учить ребенка быть вежливым нужно с раннего возраста, когда он только начинает говорить. Есть несколько советов, которые помогут правильно это сделать.
- Маленьким детям нравится играть. Учить скучные правила они не любят. Поэтому можно прививать им хорошие манеры в виде игры. Например, устроить чаепитие по всем правилам этикета с участием игрушек и, конечно, родителей. Можно разыграть вежливые диалоги, которыми необходимо пользоваться в окружении чужих людей или придумать другие ситуации.
- Родители, разговаривая между собой и со своим чадом, должны использовать вежливые слова. Повелительный тон и крики с малышом недопустимы, даже если он не слушается. Он должен сделать то, что от него просят, например, собрать игрушки, но мягкой просьбе мамы или папы.
- Если ребенок показывает явный протест, грубит, требует дать ему то, что нельзя, не стоит отвечать на такое поведение, а тем более его поощрять. Лучше надеть на себя маску безразличия и полностью игнорировать крики, пока они не утихнут. Так делать каждый раз, пока малыш не заговорит вежливо и спокойно.
Прежде всего, правила вежливых людей нужно соблюдать самим родителям. Они должны своим примером показывать малышу, что значит культура, сдержанность и уважение. Воспитание ребенка невозможно без благополучной обстановки в доме.
Как проявляется мужская вежливость
В современном мире вежливое поведение нередко расценивается представителями противоположного пола как флирт. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за незнания элементарных правил этикета, нужно уметь отличать симпатию от рамок приличия.
Например, мужчина всегда придерживает открытую дверь перед женщиной и пропускает ее вперед. Он помогает даме выходить из машины, целует ручку при встрече, снимает головной убор, уступает место в общественном транспорте. На выходе из помещения он подает ей верхнюю одежду или помогает снять ее при входе. Представители сильного пола обязаны носить тяжести вместо женщин, независимо от близости их отношений.
Интеллигентный мужчина никогда не заговорит со спутницей о ее возрасте, недостатках характера или внешности. Он не станет поднимать темы, которые будут ей обидны или неприятны. А также не явится на встречу в неподобающем внешнем виде.
Преимущества вежливого поведения
Вежливость воспитывает в человеке множество таких как сострадание, милосердие, аккуратность и самоуважение. Каждое из них играет большую роль в личном росте и даже судьбе.
Перед воспитанным человеком распахиваются все двери, ведь он умеет держать себя в руках при любых обстоятельствах, владеет тонкой и чуткой душевной организацией, а также обладает трезвым и ясным умом. Он щедро дарит тепло и радость от общения с ним, что помогает ему занять достойное место в обществе. И это далеко не полный список доказательств того, что хорошо быть вежливым человеком.
Открытый урок
«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2
Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Проверка домашнего задания
–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?
(общение в семье, общение в школе).
Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
** Игра «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и.... (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, ...(не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ...(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку...(поднимать).
На математике считают,
На перемене...(отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не.....(сорока). 1
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты ….(звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда …(готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
Молодцы!
** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.
Оценим свои знания: (на доске ответы)
№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.
Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».
** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).
Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.
3. Введение в тему.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)
Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?
Какая же тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться сегодня?
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.
– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2
III. Новый материал
– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.
1) Остров Волшебных слов
– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.
Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.
1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)
2) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.
– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)
3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)
– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.
(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)
*** ИГРА «Доскажите словечко»
– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3
Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
Откройте учебники на с 54
Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.
4) Озеро Театральное
– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)
– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Давайте эти правила приклеим на свои страницы.
Схема разговора по телефону:
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
Благодарность.
Прощание. 4
Работа в группах
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
ФИЗМИНУТКА
3) Гора Вредных советов
– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)
– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
2 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
(Обсуждение совета по вопросам.)
3 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
(Обсуждение совета учащимися.)
– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).
Правила вежливости
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)
2) Море Вежливости
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5
1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.
2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.
3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь
IV . Подведение итогов.
Тест «Оцени свою вежливость».
– На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)
V . Домашнее задание.
**Каждой группе нужно найти значение слов:
1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.
(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3
Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)
Обещал отцу Петрусь…
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дёрнет за косынку;
- Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!-
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты,- вожатый закричал,-
И невежа и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»
Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.
- Поздороваться при встрече.
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место пожилому человеку в автобусе.
- Перебивать того, кто говорит.
- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.
- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.
- Помочь маме помыть посуду.
- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- В столовой за обедом громко разговаривать.
- После еды вытереть рот рукавом.
- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.
- Помогать младшим.
- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
Молодцы!
Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.
Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.
У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.
Проверка.
1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?
2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Как вы это понимаете?
3 ряд - Учись вежливости у невежи.
Что это значит? (Делать наоборот.)
Методическая разработка классного часа
"Вежливые слова".
Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;
побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.
Методы и формы работы: беседа, работа в группах.
Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.
Класс: 3
Время: 45 минут
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.
Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).
2. Вступление.
(У). Дядя Стёпа огорчён.
Рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка.
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова… («Здрасте»).
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустною была:
Налетел он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте!
Зря от Вити ждал я слова… (Извините).
А слово-то, какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну, сказала бы… (Спасибо).
Слово-то, какое – очень дорогое!
(Шкатова Л.А.)
(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?
(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).
(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)
А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!
3. Беседа по теме.
(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.
Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?
Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.
Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).
Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?
Дети: Предполагаемые ответы:
Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.
(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?
(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)
- Здравствуйте
- До свидания
- Разрешите пройти
- Будьте добры
- Извините, простите
- и т.п.
(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).
Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?
Ответы детей (спасибо).
(У).
Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!
Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…
Очень рад я видеть Вас,
«Здравствуйте»,- скажу сейчас.
А когда я ухожу,
«До свидания»,- всем скажу.
Много разных слов на свете,
Очень разные слова.
Но «спасибо» говорите
Всем за добрые дела».
(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)
4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.
Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.
5. Групповая работа.
(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?
Дети: О вежливых словах.
(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:
«Вежливое слова»
Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).
(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.
Класс делится на группы по 5-6 человек.
Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы
(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.
1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.
Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?
2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.
Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?
3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.
Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?
4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.
Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?
5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.
Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?
6. Подведение итогов занятия.
(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.
Спасибо за урок!
Список источников:
- Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,
М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
- http://images.yandex.ru
Паспорт занятия
№п\п
Разделы паспорта
Содержание раздела
Номинация конкурса
Разработка внеурочной деятельности
Возраст детей
7-8 лет
Тема мероприятия
Классный час «Добрые и вежливые слова»
Цель мероприятия
Цель : способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности друг к другу и развитию дружеских отношений.
Задачи мероприятия
Задачи:
формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
Форма проведения
Беседа- игра
«Добрые и вежливые слова»
Разработка внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов МБОУ «Покровская СОШ»
Досумбетова
Виктория Владимировна
Пояснительная записка
Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями -подготовка ответственного гражданина способного самостоятельно мыслит и оценивать происходящее. Решение этой проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Предлагаемый классный час «Добрые и вежливые слова» знакомит с правилами вежливого поведения, учит доброжелательному отношению к сверстникам, а также представлении о хороших и плохих поступках. От того, что педагог вложит в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть то, как он будет строить свои отношения с окружающим его миром в будущем.
Тема классного часа : «Добрые и вежливые слова»
Место мероприятия во внеурочной деятельности : проводится в рамках серии классных часов проводимых с обучающими 1 класса в I четверти. Форма: беседа-игра
Цель: способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности и развитию дружеских отношений друг к другу.
Задачи :
сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Данный классный час ориентирован на формирование следующих УУД
Личностные универсальные учебные действия
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных норм, развитие морального сознания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
выделять существенную информацию из текста;
устанавливать причинно-следственные связи.
Необходимое оборудование : ТСО(компьютер, проектор), презентация «Доскажи словечко», видеоролик «Сказки гуляют по свету», плакаты с пословицами и поговорками, цветы из цветной бумаги.
Классный час: «Добрые и вежливые слова»
Ход мероприятия
I .Введение.
Дети садятся по группам
Ребята, давайте посмотрим видеоролик и споем все вместе песню
«Улыбка» Приложение 1
(дети смотрят клип и поют песню)
Как вы думаете, почему мы начали с песни «Улыбка»?
Конечно, от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
(да)
Как мы называем человека, который никогда об этом
не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
(Такого человека мы называем вежливым и добрым, воспитанным.)
Как вы думаете, как называется тема нашего классного часа?
(мы будем говорить о вежливости и о добрых поступках )
Верно молодцы! Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Открывается название «Вежливые и добрые слова»
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
II . Основная часть.
1.Рассказ учителя .
До ХV I века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем.
2.Игра «Вежливо - невежливо».
Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - молчите, не хлопайте.
Поздороваться при встрече - дети хлопают,
Толкнуть и не извиниться- молчат
Помочь подняться - хлопают,
Поднять упавшие вещи - хлопают,
Не заплатить в автобусе- молчат,
Не уступить место в транспорте- молчат
Не помочь бабушке - молчат
А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?
(Да, но иногда забываем )
3.Просмотр презентации.
Давайте посмотрим презентацию и поиграем в игру «Доскажи словечко», каждой группе по два вопроса
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...…
(Спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим...(прости, пожалуйста)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит….(добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим…(до свидания)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь..(здравствуйте)
– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
4.Чтение стихотворение.
стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.
4.Работа с пословицами.
Приложение 3
Есть очень хорошие пословицы, каждая группа выбирает себе задание.
(пословицы напечатанные лежат перевёрнутые на столе)
Прочитайте и объясните их значение. В группе обсуждают, затем один ученик из группы объясняет значение.
«Доброе слово, что ясный день»
(Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день).
Обидеть - что ударить, приласкать -нужно слова искать.
(Обидеть человека легко, а чтобы сделать добро нужно постараться и приложить усилия)
Осень красна плодами, а человек делами.
(Чтобы быть хорошим человеком, нужно делать хорошие и добрые дела) дела ).
5.Просмотр видеоролика Приложение 4
Посмотрите внимательно клип и скажите, какие знакомые сказки вы здесь увидели, где добро побеждает зло.(Морозко, Гуси – лебеди, Снежная королева, Золушка, Конёк-горбунок и др.)
6.Игра «Комплимент»
Дети по очереди садятся на стул, остальные делают комплименты. Говорят только о хороших качествах сидящего.
(Добрый,
весёлый,
жизнерадостный,
отзывчивый,
доброжелательный,
красивый и т.д.).
III .Заключительная часть.
1.Практическая работа.
Приложение 5
Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги цветы, которые вы сделали на уроках технологии. Напишите на них доброе дело, которое вы сегодня хотите сделать, создадим поляну «добрых дел».
Дети пишут свои добрые дела на вырезанных из бумаги цветах, подходят по очереди к доске, и произнося своё доброе дело прикрепляют к поляне (магнитной доске)
(Помогу маме по кухне. Помогу папе чистить снег во дворе. Всегда буду помогать бабушке, и т.д )
Ребята, вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, инженерами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение
.
2.Исполнение песни Приложение 6
А в заключении исполним всем вам известную песню «Дорога добра»
IV .Рефлексия
Что вам сегодня понравилось?
Что вам запомнилось?
Что нового узнали?
Ребята, Покажите смайлики, какое настроение у вас сейчас.
(дети показывают смайлики)
Наталья Гордеева
Акция «Вежливые слова»
Цели :
Расширять запас «вежливых слов » .
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости .
Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
Способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи :
Познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,
Показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов ;
Воспитывать культуру общения,
Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
Развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.
Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи,)
Предварительная работа : беседа о вежливости , о значение вежливых слов ; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.
Оборудование : Цветы, солнышко, вежливые слова , фонограмма песни «Улыбка» .
Здравствуйте, ребята. Не смотря на то, что на улице мороз и ветер, мне хочется вам пожелать тепла и добра. Вы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
БУДЬТЕ ТАК ДОБРЫ
" Будьте так добры", "Будьте так любезны" -
Эти фразы будут очень вам полезны.
Если с вашей просьбой вместе их сказать,
То никто не сможет в просьбе отказать.
Ребята, вы догадались о чем мы будем сегодня говорить? (ответы)
Правильно! Сегодня мы поговорим о вежливых словах . Что же это за слова ? (ответы)
Это добрые, простые и полезные слова .
А как вы считаете, почему это слова стали вежливыми словами (ответы)
Правильно! Потому, что без вежливых слов просто нельзя жить на свете.
Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Когда мы произносим эти слова , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. А иногда доброе, ласковое слово может помочь поднять человеку хорошее настроение, так как эти слова не только добрые , но еще и волшебные. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами , от которых становиться теплее и радостнее на душе.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица : доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему отно-сятся с добротой, доброту понимают даже животные.
А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете (Дети называют пословицы , которые они знают о доброте и вежливости )
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не мудрён привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Как проживёшь, так и прослывёшь.
– Молодцы! Знаете и пословицы и поговорки . Но, только помните, что длоброе слово и вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
Для того чтобы стать вежливым , воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости .
Ппервое правило – важно запомнить главные вежливые слова , которые так необходимы в повседневной жизни. Сейчас я посмотрю, как вы их знаете.
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори : «Простите»
Или лучше – «Извините» .
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья» .
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока» .
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть .
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
Если вы на именины
Друга Сашу пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо» .
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был .
Молодцы! Вы знаете главные вежливые слова .
Как вы думаете, почему так получается, что люди знают эти вежливые слова , но не всегда их произносят (ответы)
Конечно. Но не надо бояться и стесняться произносить эти добрые, вежливые слова . А кроме того надо вовремя находить нужные слова , уметь употреблять их. И это второе правило, которое Вам надо запомнить.
– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать эти правила вежливости , но и стараться их выполнять.
Игра : «Весёлые загадки»
Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости , то в ответ на неё надо всем хором сказать : “Это я, это я, это все мои друзья!”
Загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо ещё быть и очень внимательным. Ребята, слу-шайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите , а на загадку хитрую – молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твёрдо?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”? -Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто быть вежливым желает ,
Малышей не обижает?
Физминутка : «Солнце»
Солнце спит, ведь ночь настала, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево, в право.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)
Мы закончили разминку. (Потянулись)
Отдохнули ножки, спинки.
Игра : «Вежливо – невежливо »
Если вежливо хлопаем 2 раза , невежливо – 1 раз .
Сказать доброе утро…
Толкнуть друга, но не извиниться.
Поздороваться при встрече.
Перебивать взрослых во время разговора.
Уметь слушать воспитателя…
Не обижать девочек.
Уметь соблюдать тишину на занитиях.
Громко разговаривать.
Обижать животных…
-Сказать за обедом : «Приятного аппетита» .
Сказать, уходя из сада домой «До свидания» …
Обозвать обидным словом друга .
Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова . Теперь вы сможете произносить эти добрые вежливые и волшебные слова и дома , и в детском саду, и в магазине, и в других местах где вы бываете.
Продуктивная деятельность детей (ручной труд) . Изготовление солнышка с лучиками. Звучит музыка В. Шаинского “Улыбка”.
А в завершении нашего занятия, предлагаю вам сделать солнышко с волшебными лучиками, которое будет радовать нас и наших гостей. (дети самостоятельно приклеивают лучики с вежливыми словами , дарят гостям маленькие солнышки, а большое- малышам)
МБДОУ-детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области
подготовительная группа «Капельки»
зам. зав. по УМР Гордеева Н. Г.